Следующая новость
Предыдущая новость

Суоярви: бизнес и дороги

15.03.2018 15:47
Суоярви: бизнес и дороги

14 марта глава Карелии Артур Парфенчиков побывал в Суоярви с рабочей поездкой, основной темой которой стало развитие моногорода. Всего в республике 11 подобных населенных пунктов, и от каждого власти ждут конкретный план действий, который позволит создать новые рабочие места, наполнить местный бюджет и поднять уровень жизни людей.

Иван-чай, сапропель и нефтепереработка

Идеи по развитию моногорода обсудили на совещании с участием местных властей и предпринимателей. Первым слово взял глава района Олег Болгов. Он выделил два основных вектора, которые позволят поднять экономику города.

Первое направление – поддержка уже существующего бизнеса, например, предприятия «Мама Карелия». В Суоярвском районе оно одно из самых активно развивающихся: 1 февраля открылся новый цех, в котором в сутки можно перерабатывать полторы тонны иван-чая и получать до 200 килограммов готовой продукции. Еще на заводе делают варенье и цукаты из ревеня, черноплодной рябины и яблок. Яблочные снеки, кстати, по достоинству оценил глава Карелии, который побывал в новом цехе перед совещанием.

Артур Парфенчиков на заводе "Мама Карелия". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Артур Парфенчиков на заводе «Мама Карелия». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Второе направление развития – создание на территории Суяорви новых предприятий. Одним из них может стать Wellness-центр, в котором будут оказывать услуги по грязелечению. Кроме того, в городе есть перспективные месторождения сапропеля (это многовековые донные отложения пресноводных водоемов, содержащие большое количество органических веществ), который с успехом используют в физиотерапии и сельском хозяйстве.

Еще один проект предложил директор местной фирмы «Астал Карельский» Тахир Идиятулин. Он уже давно планирует открыть в Суоярви нефтеперерабатывающий завод и даже нашел инвестора – «РАО Ростефтегазстрой», который готов стать соучредителем и вложить в проект порядка пяти миллиардов рублей.

Артур Парфенчиков согласился с общей концепцией, но в целом программу по развитию города назвал недоработанной.

— Суоярви — первый моногород, где мы не услышали списка инвестпроектов, серьезной программы, которую можно подтолкнуть с помощью господдержки. Пусть это будет не 30 проектов, пусть будет 10, но продуманных, — сказал руководитель региона.

Артур Парфенчиков и Олег Болгов. Фото: ИА "Республика".Артур Парфенчиков и Олег Болгов. Фото: ИА "Республика".

Артур Парфенчиков и Олег Болгов. Фото: ИА «Республика»

— В районе и городе должна быть четкая конкретная программа действий, — добавил премьер-министр карельского правительства Александр Чепик. — Вы придумали wellness-центр на 200 мест. Кто отвечает за его реализацию? Начните делать проект, составлять бизнес-план. Если нет других людей, которые бы этим занялись, нужно делать самим. Когда станет ясно, что это перспективное дело, инвесторы придут сами.

Дороги и песок

Вопрос привлечения инвестиций тесно связан с другой проблемой района – плохой дорогой от Суоярви до карельской столицы.

— Дорога Петрозаводск – Суоярви — одна из самых важных дорог республики, — подчеркнул Артур Парфенчиков. – И от того, какой она будет, зависит и все остальное, включая и экономику, и туризм, и социальную составляющую. При хорошей дороге люди смогут пользоваться ресурсами Петрозаводска – учреждениями культуры, досуга, медицины. Всего 133 километра – и ты с ребенком в театре.

Сейчас дорога находится в неудовлетворительном состоянии: прошлое лето оказалось провальным с точки зрения ее содержания, рассказал министр по дорожному хозяйству Карелии Алексей Кайдалов. Дорогу не привели к нормативному состоянию, за зиму эта ситуация усугубилась.

— В этом году деньги выделены только на содержание – порядка 74 миллионов, — сказал министр. – Но, безусловно, дорога требует более серьезного ремонта и более серьезных вложений.

Участники совещания по развитию моногорода в Суоярви. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.Участники совещания по развитию моногорода в Суоярви. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Участники совещания по развитию моногорода в Суоярви. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Есть и еще один участок, нуждающийся в ремонте, – 80 километров грунтовой дороги в сторону Питкяранты. Привести ее в порядок – значит, улучшить сообщение с Приладожьем и его туристическими объектами.

Вопрос в том, где взять финансирование. Артур Парфенчиков обратил внимание собравшихся на федеральную целевую программу развития туризма, из которой можно получить средства на ремонт инфраструктуры.

— У нас есть возможность ремонтировать дорогу не за счет дорожного фонда, не за счет республиканского бюджета, а за счет бюджета Министерства культуры России, — подчеркнул глава Карелии.

Однако для этого нужно представить подтверждение, что территория будет интересна для инвесторов. Еще и поэтому местным властям и предпринимателям нужно как можно активнее приступить к созданию проектов в сфере производства и туризма.

Артур Парфенчиков. ФотО: ИА "Республика" / Сергей Юдин.Артур Парфенчиков. ФотО: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Артур Парфенчиков. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Деньги, как выяснилось, не единственный камень преткновения в теме дорог. Предприниматель Андрей Воробьев, который сейчас содержит участок от Суоярви до границы района, пожаловался на трудности с песком.

— Раньше был песочный карьер в районе бывшей станции Паперо, сейчас его нет. Ближайший к нам карьер – это Лахколампи, мы вынуждены покупать песок там. Есть ли возможность взять в разработку землю в Паперо? Я дорогами занимаюсь с 2012 года, готов их и содержать, и строить, но нужен песок.

Сырье необходимо и для отсыпки дорог местного значения – на Райконкоски, Поросозеро, Леппясюрья, Суйстамо, чтобы их не размывало во время половодья.

Вице-премьер карельского правительства Дмитрий Родионов сказал, что здесь вся сложность в заявочной процедуре: чтобы получить участок, нужно провести геологические изыскания, получать заключение, подготовить проект. С этим власти республики пообещали помочь. Кроме того, Артур Парфенчиков предложил собрать владельцев песчаных карьеров и обсудить с ними ценовую политику, чтобы местные предприниматели могли покупать сырье по приемлемым ценам.

Фото: "Республика"/Сергей ЮдинФото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: «Республика» /
Сергей Юдин

В заключение встречи глава Карелии поручил в кратчайшие сроки доработать список проектов, которые планируют развивать на территории района и для реализации которых нужна помощь властей.

— Моногород – это населенный пункт, в котором занятость на предприятии градообразующего комплекса является значительной, — сказал вице-премьер Дмитрий Родионов. – В Суоярви такое предприятие – «Запкареллес» с численностью работников 130 человек. Это не подпадает под критерии крупного бизнеса, и сегодня встает вопрос о лишении Суоярви статуса моногорода. Этот год может оказаться последним, когда еще можно реализовать все меры поддержки, которые предусмотрены для моногородов.

Источник

Последние новости