Следующая новость
Предыдущая новость

Петроглифы под прикрытием

18.07.2018 20:07

Идею включить петроглифы Онежского озера и Белого моря в Список международного наследия ЮНЕСКО карельские ученые предложили почти 20 лет назад, с начала нулевых велась огромная работа по подготовке необходимых документов. Но все в одночасье заглохло, грянул кризис, и вот опять медленно, но верно, ученые двигаются к цели, рассказала «Республике» старший научный сотрудник сектора археологии института языка КНЦ РАН Надежда Лобанова на международной научно-практической конференции «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия». Ученые из Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Великобритании и Южной Кореи собрались в Петрозаводске, чтобы поделиться опытом по сохранению и популяризации древнего наскального искусства.

— Много сделано было, я написала все эти мастер планы, планы действий, мы проделали колоссальную работу, и в итоге это осталось вообще невостребовано, никто этого даже не читал, потому что грянул в 2008 году кризис, карельское правительство обещало выделить деньги, ничего не выделили, сказали, что кризис и денег нет. Хочется верить, что нам не понадобится еще 10 лет, но средний срок всех согласований — от трех до пяти лет, — сказала Надежда Лобанова.

Если все пойдет гладко, то, возможно, в течение пяти лет петроглифы Карелии попадут в Список ЮНЕСКО, считает ученый.

Надежда Лобанова рассказала о том, что у Карелии много положительных факторов, которые могут ускорить процесс включения петроглифов в список, например, высочайшая степень сохранности этих объектов.

— Нашим петроглифам ничего не угрожает, шедевры хорошо изучены и они известны в мире, и это очень важные критерии, — сказала ученый.

Наибольшую известность в настоящее время в мире получили шесть памятников наскального искусства Фенноскандии. В провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Число отдельных изображений в каждой группе — от 1200 до 6000. Наскальные рисунки появились здесь около 8 000 лет до нашей эры. Часть петроглифов обнаружил в 1972 году горный инженер Эйдж Нильсен, который изначально намеревался установить в скале динамит для добычи камня.

Наскальные рисунки в городе Альта на севере Норвегии находятся в созданном археологическом музее под открытым небом. Самые ранние петроглифы в районе Альты датируются примерно 4200 годом до нашей эры. Это самое крупное скопление наскальных изображений в Фенноскандии.

Пока только петроглифы Альты и Танума внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня известны и доступны наскальные рисунки Канозера — на Кольском полуострове в Мурманской области, на реке Умба. Петроглифы имеют датировку от эпохи неолита до железного века. Ведущие сюжеты — лодки, следы животных и людей и антропоморфные образы. Эти рисунки открыты не так давно, в конце 20 века и памятник в настоящее время тоже рассматривается как потенциальный кандидат на включение в Список международного наследия. В поселке Умба в 2008 году создан муниципальный музей наскального искусства. Над основной группой на острове каменный построен защитный купол.

И конечно, исследованы учеными исторические памятники Онежского озера и Беломорья — в устье реки Выг. Расстояние между двумя группами — около 300 километров. Наскальное искусство на Онежском озере и на Белом море появилось примерно 6-7 тысяч лет назад. Сейчас идет реконструкция павильона «Бесовы следки», петроглифы Залавруги переданы администрацией района в оперативное управление местному музею. Петроглифические галереи Беломорья и Онежского озера имеют сходства.

— Сейчас накопилось достаточно много фактов, которые свидетельствуют о том, что между этими двумя петроглифическими галереями существовали связи в определенный период. Выявлены изображения идентичные, не просто похожие, но как будто сделанные одной рукой, — рассказала Надежда Лобанова.

Известный карельский археолог, открывший 55 лет назад петроглифы Новой Залавруги, Юрий Савватеев рассказал, что долгое время местное население было безразлично к древним памятникам, для них это были просто какие-то изображения на скалах. Год за годом археологи изучали петроглифы, появлялась информация, литература, поменялось и восприятие людей, они стали относится к наскальным рисункам уважительно, как к памятникам, как к источнику знаний. За несколько десятилетий сформировалось целое направление науки — петроглифоведение. Были созданы музеи. Наскальные рисунки сегодня исследуются учеными как источник знаний о материальной культуре древних людей, мифологии, археологии. Специалисты всего мира сегодня проявляют интерес к древнему искусству севера. Ученый сообщил, что явно будут в ближайшее время новые открытия.

— Удивительно, с помощью местной учительницы в низовье Выга нашли новую группу наскальных рисунков — продолжение Беломорских петроглифов, это вообще очень удивительно. Наша бедность и неподготовленность не дали нам возможности опубликовать это сейчас, но факт можно анонсировать, — сказал Юрий Савватеев.

Известный британский археолог заместитель директора отдела археологии Кембриджского университета Лилиана Яник также поддержала идею включить петроглифы Онего и Беломорья в Список наследия ЮНЕСКО. Ученый исследовала наскальные рисунки Карелии на протяжении ряда лет и написала несколько научных работ по наскальному искусству. Лилиана Яник в том числе занималась разработкой новых методик исследования изображений, интерпретацией образов.

Начальник управления по охране объектов культурного наследия Карелии Юлия Алипова в свою очередь подтвердила, что карельские памятники имеют высокие шансы попасть под эгиду ЮНЕСКО.

— Материалы предварительного номинационного досье мы в прошлом году защищали на заседании российского комитета ИКОМОС, получили некоторые замечания, вносили правки в эти материалы, они направлены на рассмотрение экспертам и на рассмотрение в Министерство культуры России, так как именно министерство представляет на номинацию в Список ЮНЕСКО объекты культурного наследия Российской Федерации, — сказала Юлия Алипова.

Источник

Последние новости