Следующая новость
Предыдущая новость

Русским крыльям мешают взлететь

Русским крыльям мешают взлететь

Вчера пришли известия с только что открывшегося в Великобритании аэрокосмического салона в Фарнборо. Американский авиакосмический концерн «Боинг» обошел своего традиционного конкурента – европейский «Эйрбас», продав 36 суперсовременных лайнеров «Боинг-787», когда как «Эйрбас» сумел реализовать всего лишь 10 своих новых гигантских аэробусов 380 серии. Наша национальная экспозиция блистает показательными полетами модернизированного варианта знаменитого истребителя «МиГ-29» ОВТ с отклоняемым вектором тяги. То, что творит в небе эта машина захватывает дух как у профессионалов, так и у простых посетителей британского аэрокосмического салона. Кажется, что этот МиГ летает вопреки законам аэродинамики и земного притяжения. Вопрос, кто будет настоящим мировым лидером в секторе истребительной авиации, отпадает даже у профессиональных русофобов и кремлеведов.

Американцы сейчас сосредоточилось на программах создания безумного дорогих истребителей пятого поколения «F-22» и «F-35», в отношении которых некоторые эксперты высказывают справедливые опасения, что они вряд ли могут превзойти те же модернизированные «МиГ-29» и «Су-27». И показательные полеты в Фарнборо «МиГ-29» ОВТ лишь укрепляют этих самых критиков американского проекта создания истребителей пятого поколения в справедливости их опасений. Кроме того, компания «Сухой», больше известная своими боевыми машинами, привезла в Фарнборо макет своего нового самолета, который она создает в кооперации с рядом отечественных и иностранных фирм. Среди них выделяются американская «Боинг» и французская «Снекма». Это проект пассажирского среднемагистрального авиалайнера RRJ.

Проект RRJ продавливался через российское правительство с беспрецедентной нахрапистостью и бесцеремонностью, и сопровождался в отечественных СМИ шумной пиар-компанией. Мол, и самолет будет на зависть конкурентам, и сбытовая ниша чуть ли не абсолютно свободна, и все отечественные аналоги находятся на уровне изделий кружков юных авиамоделистов, но стоят гораздо больше, чем будет стоить этот самый RRJ. А, самое главное, с началом продажи RRJ, российские авиастроители, впервые после 1991 года, выйдут на международные рынки.

Впечатляет объем государственных субсидий, выделенный на реализацию проекта RRJ – в 2005 году был выделен 1 миллиард рублей государственных денег и дало гарантии на привлечение кредитов на 4 миллиард рублей, в 2006 будет выделено еще 3,8 миллиард, в 2007 аж 6 миллиард рублей. Зная уже вошедшую в поговорку прижимистость нашего либерального экономического блока, прямо таки удивление берет – что это они так раскошелились? Ваш покорный слуга не является лоббистом чьих-либо интересов, за исключением общенационального интереса, поэтому я вправе обнародовать свою независимую точку зрения по этому вопросу.  Начнем с утверждения, что самолет выйдет на зависть конкурентам. На чем основан оптимизм разработчиков самолета и их правительственных лоббистов?

Оказывается, на том положении, что руководство проектом осуществляет фирма «Боинг». Возникает вопрос – а почему эта известная зарубежная компания взялась помогать своим потенциальным конкурентам, какими являются российские авиастроительные предприятия? Не потому ли, что, во-первых, «Боинг» не занимается производством подобного типа самолетов, в, во-вторых, желает добить своих старых конкурентов из фирм «Ту», «Як» и «Ил»? Может быть, все дело в расчете, что фирма «Су», которая сейчас достаточно неплохо себя чувствует, будет втянута в новое для себя дело, которое еще неизвестно чем закончится, а традиционные российские производители, оставшись без заказов и господдержки, уже сейчас откровенно дышащие на ладан, будут окончательно добиты? Тезис второй лоббистов RRJ – сбытовая ниша среднемагистральных авиалайнеров подобного класса мало занята. А что можно сказать в таком случае о великолепной продукции канадской фирмы «Бомбардье», с которой не рискует тягаться все тот же «Боинг»?

Тезис третий – отсутствие равноценных отечественных аналогов проекту RRJ. А как же быть с уже давно готовыми и испытанными моделями среднемагистральных лайнеров «Ту-324» и «Ту-334»? В свое время было заявлено, что это слишком дорогие машины. Но ведь давно известна старая уловка разработчиков и лоббистов новых изделий, которые вначале объявляют весьма умеренные цены своей будущей продукции, а по мере приближения финала проекта цена это ощутимо вырастает. Тем более, что этот процесс уже начался в ходе реализации проекта RRJ. И в заключение о выходе наших авиастроителей на мировые рынки. В ситуации, когда россияне гибнут в авиакатастрофах на поддержанных иностранных авиалайнерах, не лучше ли вначале вытеснить зарубежный летающий металлолом со своей территории?

Последние новости