Следующая новость
Предыдущая новость

Четыре мифа о работе на заводах Приморья

Четыре мифа о работе на заводах Приморья

Когда молодые кадры не хотят оставаться не только на заводе, но и в Приморье, они называют основные три причины - отсутствие жилья, низкая заработная плата, а также некомфортная городская жизнь

Кадровый голод отмечается по всей России, но на Дальнем Востоке ситуация с трудовыми ресурсами приобрела характер катастрофы. Дефицит рабочих рук особенно остро чувствуется в промышленной сфере. Газета «Золотой Рог» проанализировала возможные причины этой ситуации и привела подборку мифов о работе на заводе, которые при столкновении с реальностью могут разочаровать потенциальных работников.

Эксперты считают, что кадровый голод в промышленной сфере Приморья катастрофический – предприятиям не хватает рабочих рук по широкому спектру специальностей: от сварщиков до инженеров. Департамент труда и социального развития Приморского края подсчитал, что потребность в рабочих кадрах в регионе огромна. В прошлом году только на вакансии сварщика, станочника, токаря и судостроителя требовалось 2447 человек. В этом году таких кадров требуется 2199. Прогноз составлен с учетом инвестиционных проектов Приморья, кадровая потребность уже работающих подразделений заводов не учтена.

Несколько предприятий Приморья рассказали Деловой газете «Золотой Рог» о своих планах по набору персонала в 2019 году. «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) планирует набрать более 3000 человек на свои предприятия. АО «Изумруд» нуждается в 50 работниках, «Дальприбор» оценивает кадровую потребность в 200 человек разных специальностей. По мнению экспертов, другие представители промышленной сферы Приморья тоже не смогут похвастаться избытком кадров. О причинах такой ситуации рассказали несколько представителей заводов.




Особняком на рынке заводских зарплат и вакансий стоит судостроительный комплекс «Звезда».

Миф 1. Высокие зарплаты

Когда молодые кадры не хотят оставаться не только на заводе, но и в Приморье, они называют основные три причины - отсутствие жилья, низкая заработная плата, а также некомфортная и ненасыщенная событиями городская жизнь Владивостока (в сравнении с Москвой и другими центральными регионами). Еще одной причиной выступает высокая стоимость жизни – разница между расходами и доходами небольшая, поэтому особо активная, обученная и профессиональная молодежь отправляется на поиски более комфортных условий в другие регионы. Чаще всего это центральная часть России, иногда рассматривается переезд за рубеж.

Дискомфортную стоимость жизни могла бы нивелировать высокая зарплата. Но анализ рынка труда в Приморье показал, что средняя зарплата на заводе как правило не превышает 50 тыс. рублей. Безусловно, оплата труда увеличивается с растущей квалификацией специалиста, а штучные профессионалы могут получать более 150 тыс. рублей. Но это частные истории.

Особняком на рынке заводских зарплат стоит «ССК «Звезда» – по ряду позиций предприятие может предложить на несколько десятков тысяч рублей больше, чем другие заводы. Такую тенденцию удалось проследить в популярной вакансии «инженер-конструктор», которая открыта у нескольких предприятий. Например, инженеру-конструктору первой категории на ССК предлагают зарплату в 57-62 тыс. рублей, на соседнем ДВЗ «Звезда» - уже 40 тыс. рублей, на «Дальприборе» - 42 тыс. рублей. Но и ССК – особый игрок на промышленном рынке. За спиной компании стоит «Роснефть», многочисленные заказы и поддержка самых высоких эшелонов власти.

Другим предприятиям приходится балансировать между желанием закрепить сотрудников высокими зарплатами и экономика. «Задачей «Дальприбора» является увеличение заработной платы – идеальный вариант: в два раза. Но здесь задачи предприятия ограничивает система ценообразования военной продукции, в которую заложена рентабельность продукта. И мы не можем перешагнуть эти границы при расчете стоимости изделий, от которой мы и расписываем уровень зарплат», – делится генеральный директор завода «Дальприбор» Роман ТИТКОВ.

В таких условиях перспективных специалистов завоевывают коммерческие структуры, которые предлагают более выгодные зарплатные условия. «Проблема эта комплексная, – считает директор АО «Изумруд» Игорь ЯСТРЕМСКИЙ. – Причем подобная ситуация с переманиванием кадров существует по всей стране. Предприятия ОПК, как правило, сильно ограничены в бюджете, поэтому не могут значительно увеличивать зарплату – не только из-за ценообразования продукции, но и из-за бремени налогов и растущих издержек производства. Коммерческие компании не ограничены ни тем, ни другим. А люди видят ситуацию и, не найдя перспектив, отправляются искать лучшей жизни».

Предприятия пытаются решить проблему невысоких зарплат привлекательной социальной политикой. На базе многих заводов работают различные советы, устраиваются спортивные соревнования, есть даже собственные или арендованные спортзалы для сотрудников. Также принято компенсировать стоимость аренды жилья – здесь уровень компенсации зависит от бюджета предприятия и может покрывать как полную цену аренды, так и небольшую ее часть. Но, по словам руководителей заводов, намного более серьезным преимуществом в привлечении кадров становится служебное жилье.

Жилищным вопросом озаботились многие предприятия Приморского края. Самой громкой историей успеха стала стройка ДЦСС. Компания планирует возвести в Большом Камне шесть микрорайонов служебного жилья на 7,5 тысяч квартир. Первый микрорайон строится, и два жилых дома уже сданы. Другие предприятия столь грандиозных планов не вынашивают, но даже их небольшие проекты упираются в сложности.

«Решение жилищной проблемы – это процесс, требующий не одного года. И если предприятия побогаче могут позволить себе покупать недвижимость и выдавать служебные квартиры, то более скромные заводы ищут другие пути. Успешным примером такого подхода стал единственный во Владивостоке дом, построенный при содействии агентства по ипотечному кредитованию, созданного правительством России. На льготных условиях квартиры в нем смогли приобрести профессорско-преподавательский состав ВГУЭС, а также работники других организаций сферы образования, Академии наук и оборонно-промышленного комплекса Приморья и Владивостока. Но одного дома недостаточно для того, чтобы решить столь глобальную проблему», – уверен Роман Титков.

Миф 2. Диплом – залог успеха

Чтобы закрывать кадровую потребность, необходима подготовка соответствующих специалистов. И в то время как предприятия нуждаются в профессиональной подготовке, ведущий вуз региона – ДВФУ – закрывает и сокращает набор на целый ряд инженерных специальностей. Таким образом, в 2019 году будет отсутствовать набор на технологов и конструкторов. Университет объяснил такое решение низким набором и практически полным отсутствием целевого набора по интересующим промышленников специальностям.

«Нам не хватает технологов и инженеров-конструкторов в области судостроения, – рассказала начальник управления персоналом АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Ирина КОНДРАТЕНКО. – Несмотря на то, что мы показываем большую потребность в этих кадрах, местные вузы, как правило, боятся брать большое количество инженерных специальностей. Обучение очень дорогостоящее, а наборы не бьют рекорды популярности. ДВФУ второй год сокращает набор, что недопустимо и идет в противовес поручению президента о предоставлении кадров на ССК «Звезда». К счастью, другой партнер – МГУ им. Невельского пошел нам навстречу и увеличил набор кадров до 60 студентов. Но все равно в вузах Приморья мы фиксируем катастрофически маленький набор, и специалистов приходится искать по всей стране».

По словам руководителей предприятий, закрыть потребность в молодых сотрудниках не могут и по другим специальностям. «Зайдите на сайты колледжей, – предлагает Игорь Ястремский. – И посмотрите, кого они готовят: логистов, бухгалтеров, кого угодно, только не тех, кто действительно нужен предприятиям. Да и качество подготовки оставляет желать лучшего. Промышленность не стоит на месте, внедряются новые технологии, а в средних специальных учебных заведениях обучают на старье. Поэтому и выпускников таких заведений нельзя назвать готовыми специалистами. Вроде бы он что-то окончил, получил диплом, но это еще стажер. Профессионалом он станет года через три-четыре. А инженера предприятию придется обучать еще дольше – лет семь-восемь».

По словам руководителя АО «Изумруд», не спасает работодателей и система целевого набора. «Целевик в вузе может не окончить обучение – его отчислят, а на это место нельзя будет взять другого студента. Но даже при получении диплома молодой сотрудник может прийти к нам, поработать два месяца и уйти. И у нас нет механизмов борьбы с этим. Конечно же, нельзя загонять целевиков в рабство, но необходимо скорректировать законодательство таким образом, чтобы грамотно узаконить взаимные права и обязанности студента и предприятия. Со средними специальными заведениями другая ситуация. В прошлом году мы отобрали в колледже на Бородинской пять студентов, которые изъявили желание работать на нашем заводе. В итоге всех пятерых забрали в армию. А по статистике после армии к нам возвращаются лишь единицы. У некоторых предприятий ОПК России есть метод борьбы с таким явлением – на их базе формируется техническая рота. И солдат, проходящий службу, может работать на заводе полный рабочий день. К сожалению, в Приморье такая практика отсутствует».

Миф 3. Не знаешь – научим

Оценив рынок вакансий заводов Приморского края, можно сделать вывод, что молодые специалисты – не столь востребованный продукт, как кажется. Заводам, работающим на государственных заказах, больше нужны работники со стажем. Например, не было найдено ни одной вакансии сварщика с требованиями ниже четвертого разряда или опытом работы менее трех лет. В отделе кадров «Дальзавода» честно признались, что на выполнение государственного заказа молодых специалистов не берут. Они, конечно же, на заводе есть, но потребность в таких кадрах несущественна. И такая ситуация встречается на многих предприятиях.

Антон Т., отличник инженерной школы ДВФУ по специальности прикладная механика рассказал, как проходило его трудоустройство. «Я потратил на поиск работы около четырех месяцев, мои одногрупники – от трех месяцев до полугода. Я рассылал резюме сразу нескольким предприятиям и либо не получил ответа, либо был приглашен на собеседование, а затем игнорировался. Стандартное: «Мы вам перезвоним» и тишина. С практикой дела обстояли тоже не радужно – у кафедры с предприятиями не налажен диалог. Если сначала нам предложили целый список заводов, где мы могли бы пройти практику, то к началу практики ни на одно предприятие нас не приняли. Я самостоятельно устроился на «Варяг», где по итогам обучения меня готовы были принять на работу. Как специалисту без опыта мне предложили очень маленькую зарплату – всего 18 тыс. рублей, поэтому я отказался. В конце концов, мне все-таки удалось устроиться на завод по специальности и получать более высокую зарплату, но я никогда бы не подумал, что на поиски работы придется потратить столько времени».

Миф 4. Госзаказ – это стабильность

Расходы России на национальную оборону снижаются. По итогам первого полугодия 2017 года они сократились на 142,8 млрд рублей, а к 2019 году по сравнению с 2016-м упадут почти на 20%. Если прогноз подтвердится, предприятиям придется снизить нагрузку. Как отметил представитель профсоюза «Дальзавода», сейчас предприятие находится в реорганизации, и некоторые цеха приходится расформировывать. Освободившимся сотрудникам предлагается работа в других цехах, но не всегда она соответствует должности, либо зарплатным ожиданиям работника. К тому же в момент спада нагрузки предприятие экономит на премиях сотрудников, и ожидаемый доход становится ниже. Об аналогичной ситуации сообщили и работники «Восточной верфи».

«С каждым годом работать по гособоронзаказу не становится проще. Мы получаем госконтракт на три года, и по его условиям нам платят 50%-й аванс. Оставшиеся деньги завод получает только после выполнения контракта. А работникам все это время приходится платить зарплату, расплачиваться с цепочкой контрагентов и поставщиков, которые требуют полной оплаты. В итоге нас загнали в такие рамки, что прибыли практически нет. Поэтому я не могу вкладывать деньги с оборонзаказа в развитие завода: закупать оборудование, проводить модернизацию, реконструкцию», – рассказал Игорь Ястремский.

По его словам, в таких условиях предприятиям придется рассматривать либо иные направления по созданию военной техники или производить гражданскую продукцию, либо продукцию двойного назначения. Именно этот процесс ознаменует создание новых рабочих мест и развитие предприятий. Пока ОПК Приморья - в начале этого пути и в активных поисках новых изделий, которые будут востребованы на рынке региона и помогут заместить сокращение по основной продукции заводов.

Фото автора

Наталья КОМИССАРОВА. Газета "Золотой Рог", Владивосток.

Источник

Последние новости