Крупные российские торговые сети и меховые салоны с российской продукцией постепенно вытесняют с рынка небольшие бутики. Долго работавший в «серой зоне» меховой рынок, выйдя в легальное поле после запуска пилотного проекта по так называемому чипированию в 2016 году, продемонстрировал десятикратный рост количества меховых изделий, для которых потребовались КиЗ (контрольные идентификационные знаки) от Госзнака. Приморский край тому не исключение. Все потому, что шубы и дубленки в большинстве своем ввозились в Россию нелегально, в обход таможенного декларирования.
По данным ФТС, официально в Россию ввозится около 240 тыс. единиц меховых изделий в год. И лишь 70 тыс. единиц производится внутри страны.
Рассказывая о добровольном эксперименте по чипированию, министр промышленности и торговли Денис МАНТУРОВ отмечал, что в тот период заявок на получение RFID-меток (содержится внутри чипа) для меховых изделий поступило уже 2,5 млн штук. Таким образом, серый оборот составлял от 2,2 млн до 4,7 млн меховых изделий в год. Согласно расчетам Минпромторга легализация мехового рынка будет приносить бюджету ежегодно более 14 млрд рублей.
Несколько десятков тысяч шуб таким образом легализовано и в Приморье. По данным ФНС, в 2016 году 66 индивидуальных предпринимателей Приморья и три компании получили КИЗ для 43 983 изделий из меха. В 2017 году еще 12 участников системы «Маркировка» получили 11 790 так называемых чипов.
Судя по поступлениям от легализованных субъектов меховой индустрии и розничных продавцов (читай – компаний), трагедии в уходе из мехового бизнеса тех, кто не способен работать в личном кабинете на сайте ФНС и с Гознаком, государственные ведомства не видят, а напоследок могут крупно оштрафовать, изъять, а затем уничтожить товар. И основной контролер в этом вопросе отнюдь не налоговая служба или органы внутренних дел.
Очередная проверка Ропотребнадзора, в ходе которой окажется, что чип на шубе не считывается через QR-код, а информация, внесенная туда, не является достоверной, то есть не подтверждена договорами о купле-продаже, сертификатами от производителя и т.д., автоматически приведет к изъятию товара до решения суда. К слову, любое изделие, содержащее более 30% меха должно иметь такой идентификационный знак, его можно считать с помощью QR-кода в программе . Стоит один КиЗ 20 рублей за штуку.
Большая часть владельцев приморских меховых салонов, исключая крупные сетевые компании, работает на свой страх и риск. Салоны, разбросанные по небольшим городам и краевым центрам, и вовсе не представляют, как они будут существовать в определенных законодательством условиях. Помочь такому бизнесу госорганы могут только советом. Роспотребнадзор, пожалуй, единственная организация, которая проводит информационно-разъяснительные семинары. На одно из таких мероприятий пришло ровно 13 директоров шубных салонов Владивостока, тогда как приглашение получили гораздо большее количество бизнесменов. Как итог – эти 13 владельцев бизнеса не имеют проблем с торговлей мехом, заказали на Гознаке чипы, заполнили информацию на RFID-метке (содержащей радиочастотную идентификацию) и теперь без проблем ведут свою деятельность.
Как стало известно Деловой газете «Золотой Рог», несмотря на полноценное функционирование системы «Маркировка», администратором которой является Федеральная налоговая служба, очень часто приморские торговцы продолжают использовать КиЗ в качестве формальности, имея в наличии гораздо больше шуб, чем КиЗ, которые они заказали у Гознака. После продажи очередной шубки или дубленки, КиЗ чудесным образом оказывается на следующей меховой «шкурке».
Как удалось выяснить у предпринимателей, перевозивших шубы из Китая, если сегодня легально каждую из них оформить через таможенную декларацию, стоимость изделия вырастет как минимум на 30%. Остатки шуб и дубленок такие бизнесмены по-прежнему не реализовали, а выводить их в полноценный легальный цикл продажи намереваются не все. Поэтому фактически живут до проверки. Сгоряча корреспонденту Деловой газеты «Золотой Рог» некоторые из них заявляли, что назло изрежут все шубы до изъятия, и вообще свернут бизнес. В принципе им никто не мешает обратиться в специальные Сертификационные центры, которые действуют в Приморье, где возможно оформить декларацию на когда-то ввезенный товар. Эта совершенно легальная процедура позволяет получить маркировку на товар для заполнения КиЗ. И ряд салонов пошли таким путем.
Хотя до 2017 года все проверяющие органы фактически закрывали глаза на нестыковки. Налоговой службе было достаточно наличие самого чипа на каждой шубе в салоне. Ее функции фактически ограничились согласием на выпуск КиЗ для налогоплательщика, не имеющего задолженности перед бюджетом, и формированием реестра конкретных компаний и ИП, которые выпустили такие чипы через пермский Гознак. Каждый чип – одна шуба. Зеленый заказывают для шуб отечественного производства, а красный – для импортируемых.
Как поясняет начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю Мария АРАЛОВА, просто получить КиЗ и прикрепить его к шубе недостаточно, то есть само по себе наличие КиЗа не означает выполнение требований постановления правительства России. Важна достоверность информации, внесенной в этот контрольно-идентификационный знак: о наименовании мехового изделия, его размера, изготовителя, декларации соответствия этой шубы требованиям технического регламента Таможенного союза. А значит должны быть договор поставки от производителя или первоначального владельца, соответствующие сертификаты. Первое время многие продавцы меховых изделий вносили информацию, просто глядя на шубу. Информация по декларации ввезенного в свое время товара и другой сопроводительной документации превращалась в трагикомедию. Часто в КиЗ было написано предельно просто – шуба поступила от физического лица, а что это за лицо, и где акт приема-передачи, оставалось за кадром.
По словам нашей собеседницы, с октября 2017 года по январь нынешнего Роспотребнадзор в рамках поручения правительства проверил достаточно много салонов и магазинов меха во Владивостоке и крае. К слову, такие мероприятия проходят по предварительному уведомлению. Практически в каждом из проверяемых объектов были выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза. Отсутствие достоверной маркировки на изделии по сию пору – главная беда.
«В ходе проверок в 2016 году мы принимали меры, составляли протоколы и отправляли в мировые суды. Надо отдать должное нашим судьям: несмотря на то, что ст.15.12 Кодекса «Об административных правонарушениях РФ» предусматривает конфискацию изделий, можно сказать, абсолютное большинство решений в адрес предпринимателей содержало предупреждение, в худшем случае – штраф. В итоге субъектам малого предпринимательства меховые изделия были возвращены для возможности маркировки и выставления на продажу в соответствии со всеми правилами», - уточняет руководитель отдела.
Сегодня меховая сфера в Приморье, и во Владивостоке в частности, столь конкурентна, что бизнес, быстро воспринявший изменения законодательства, совсем не желает делиться премудростями работы в личном кабинете, системе «Маркировка», или взаимодействию с проверяющими органами со своими коллегами. Не говоря о жестком давлении шубных выставок, которые переориентировали на себя 80% потенциальных покупателей края. «Мы хотим и дальше работать в этой сфере, а помогать утопающим не намерены. Каждый выживает как может, а наша компания выбрала легальный путь. Как можно сегодня работать в бутике, который снимаешь в аренду или имеешь в собственности, находясь на виду у всех проверяющих органов, и ничего не предпринимать, чтобы привести шубный бизнес в порядок? Правила могут многим не нравиться, но им надо соответствовать.
Может на рынках и в шоурумах есть возможность скрываться, но компаниям с хорошей репутацией это делать незачем. Сегодня вполне возможно заключить договор с логистическими компаниями - участниками ВЭД, которые привозят товар из-за рубежа. А можно найти отечественного производителя. Самостоятельно ввозить шубки и дубленки небольшими партиями по 30 штук розничному продавцу не выгодно, большую партию мы, тем более, не осилим», - рассказывает владелица одного из салонов меха Владивостока.
Во владивостокском салоне «Зимняя Сказка» рассказали, что сегодня приобретают меховые изделия напрямую у производителя - Пятигорских меховых фабрик. На остатки шуб, которые были отшиты в Сингапуре и КНР, через Специальную сертифицированную компанию Международной ассоциации GS1получили документы, которые позволили уточнить информацию по штрих-кодам и занести ее в чипы от Гознака.
Управляющий меховой компанией «Северина» Дмитрий СИМОНОВ уверен, что в деятельности фирмы после обязательного перехода на чипирование шуб в пилотном проекте ФНС, а затем в ходе работы в системе «Маркировка», не изменилось абсолютно ничего. «Меховые изделия нашего бренда производятся на одноименном заводе в Кирове. Почти 1,5 года назад фирменный магазин компании был открыт и во Владивостоке. Мы увидели, что жители буквально закормлены китайским товаром и готовы перейти на отечественные меха. В итоге «Северина» оказалась первым салоном, который получил КиЗ, и стал продавать меха в соответствии с новыми правилами. Согласен, что в крае есть сильные конкуренты, но и мы нашли здесь свою аудиторию», - замечает управляющий.
Яна МАЛЬЦЕВА. Фото из архива.
Газета "Золотой Рог", Владивосток.
Последние новости