Следующая новость
Предыдущая новость

Ruskeala Symphony: музыка под солнцем

14.08.2019 2:24

По-настоящему летнюю погоду в Рускеалу привезли армяне. По крайней мере в этом уверяло публику великолепное трио имени Арама Хачатуряна.

— Изначально нас не было на этом фестивале, мы не должны были приезжать. Но потом администрация посмотрела прогноз погоды, поняла, что будет то же самое, что в прошлом году, позвонили нам, потому что у нас есть такая традиция – куда бы мы ни приезжали, везде солнце и тепло, — заявил скрипач Карэн Шахгалдян.

Удивительная по красоте музыка в исполнении закавказских гостей заставила публику в это поверить. Программа «Цвет граната» стала настоящим музыкальным экскурсом в историю Армении. И помог в этом прежде всего дудук. Пронзительная мелодия одного из самых известных армянских произведений Dle Yaman рассказала рускеальской публике о прекрасной природе и трагической истории закавказского народа. А отдельные произведения композитора Комитаса, свидетеля геноцида армян в 1915 году, дали понять зрителям: несмотря ни на что, народ Армении умеет и веселиться.

— Знаете, дудук – как армянин. Поскольку наша история не была такой веселой, все время попадались недоброжелательные соседи, армянский народ очень много страдал. И всё это страдание звучит в дудуке, — рассказал «Республике» Эммануэль Ованнисян. — Одновременно армяне очень веселые, любят радоваться. И под дудук можно танцевать, он звучит у нас на свадьбах и одновременно на похоронах. Великий Арам Хачатурян говорил, что дудук – это единственный инструмент, под который можно плакать и танцевать.

Почти все концерты третьего фестиваля Ruskeala Symphony прошли в Итальянском карьере. Но основной концертный день — второй — начался с выступления, без которого зритель уже не представляет себе наш карельский оперный фестиваль — без концерта на воде.

Знаковое выступление дал камерный состав Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии со своим бывшим худруком и дирижером Мариусом Стравинским. Играли Генделя.

— Оркестр в очень хороших руках, — заметил Мариус Стравинский на пресс-конференции. — Анатолий Рыбалко (нынешний художественный руководитель и дирижер оркестра — прим. ред.) — это очень высокий профессионал, и, кроме того, очень хорошую поддержку оказывает руководство филармонии. Мне нравится то, что оркестр дает каждый год концерты не только в Петрозаводске, но и по всей России. Это дает очень хороший статус оркестру, приносит новую кровь, новые идеи.

Единственный, но большой минус заключался в том, что произведения немецкого композитора были слышны не всем. Нужно было подходить к самому краю мраморной пропасти, чтобы расслышать звуки музыки. А это запрещается правилами горного парка. В результате охранники отгоняли зрителей, специально приехавших послушать музыку. Журналистам позже рассказали, что над проблемой работают.

Директор филармонии Ирина Устинова и директор горного парка Александр Артемьев заявили, что решение есть — установить по периметру каньона динамики с Wi-Fi, чтобы усилить звуки музыки. Но оборудование это дорогостоящее, поэтому точное время, когда его установят в Рускеале, организаторы не назвали. Те зрители, кто все-таки услышал Генделя, остались довольны.

— Впечатления очень хорошие. Особенно впечатляют игра и звучание, — сказали супруги из Петрозаводска Виктор и Людмила Молодцовы. — Музыка очень хорошо отдается в каньоне. Настроение бодрое. Чувствуешь душевный покой.

Если бы на Рускеале существовал приз зрительских симпатий, то, скорее всего, его бы вручили двум друзьям: скрипачу из Бельгии Леонарду Шрайберу и гитаристу Дмитрию Илларионову.

Во-первых, потому что они настоящие виртуозы с самой большой программой на фестивале. Во-вторых, потому что они сумели покорить зал. Днем дуэт солистов отправил зрителей в путешествие «Вокруг света за 80 минут», причем бельгиец пересыпал выступление фразами по-русски (от «между первой и второй перерывчик небольшой» до «Димушка, иди в баню»).

Вечером Леонард Шрайбер заставил публику рукоплескать, исполнив вальс «Скерцо» Петра Чайковского. Дмитрия Илларионова публика запомнит, наверное, по умению играть испанскую музыку.

На двоих они подарили публике «Мелодию» Чайковского, три пьесы австрийского скрипача Фрица Крейслера, «Цыганские напевы» испанского скрипача-виртуоза Пабло де Сарасате, «Прекрасный вечер» Клода Дебюсси и Estrellita («Маленькую звездочку») мексиканского композитора Мануэля Понсе. В исполнении дуэта звучала также музыка из кинофильмов. В частности, основная тема из «Списка Шиндлера» Джона Уильямса.

— Очень понравилось! Ладошки красные, в восторге, душа поет, голоса нет от нашего «Браво!». Всё просто великолепно, — рассказала петербурженка Любовь Фролова.

Если не всем зрителям понравилась акустика в мраморном каньоне, то журналистов расстроил плохой интернет. Тексты и фото еще удавалось отправлять в редакции в урочное время, а вот видео — с большим трудом. Директор парка «Рускеала» Александр Артемьев признался, что без помощи кого-либо из большой тройки российских мобильных операторов быстрого интернета в парке не будет.

В целом же организаторы с задачей справились. Прежде всего хочется отметить железнодорожников. Из Петербурга ОАО «РЖД» отправило в дни фестиваля несколько «Ласточек» прямиком до Рускеалы и по сниженной цене. Между Сортавалой и горным парком курсировал ретропоезд во главе с настоящим паровозом, сделанным в Венгрии в 1949 году. Часть угля в топку подбросил глава Карелии Артур Парфенчиков.

Наконец, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов не исключил, что в следующем году до Ruskeala Symphony пойдет прямой поезд из Москвы. А еще в планах — участие оркестра РЖД: он, по словам Пегова, мог бы встречать гостей прямо на вокзале, сразу задавая фестивальное настроение.

В самом парке зрителей ждали новая автомобильная парковка на 700 мест, освещение всех основных дорожек, дополнительная подсветка скал.

Цены на билеты были невысокие: в первый день фестиваля вход стоил 600 рублей, в основной второй — тысячу, в третий — 700 рублей. Впрочем, цены в будущем могут подрасти. Сейчас Ruskeala Symphony организуют при финансовой поддержке федерального Минкульта.

— С учетом федеральной поддержки фестиваль окупается. Но когда она уйдет, скорее всего, мы будем балансировать на грани безубыточности, — заявил на пресс-конференции министр культуры Карелии Алексей Лесонен. — Если только мы не поднимем стоимость билетов и не увеличим количество зрителей. Но для этого нужно решить очень важный вопрос – зависимость от погодных условий. Как только мы решим этот вопрос, скорее всего, событие выйдет совершенно на другой уровень.

Каким конкретно образом организаторы собираются выходить на этот уровень, министр не уточнил.

Из несомненных плюсов фестиваля зрители, организаторы и музыканты отметили профессиональный звук. Его ставил на фестивале продюсерский центр SMK из Петрозаводска.

— Это обычно всегда проблема концертов классической музыки на открытом воздухе. Потому что есть большая специфика: у каждого инструмента есть свой тембр, — отметил Карен Шахгалдян. — Нужен человек, который понимает, что он делает. Таких людей немного в мире. И я очень рад, что та команда, которая здесь есть, очень здорово погружена в тему. Например, в нашем случае нужно было свести вместе три совершенно разных тембра: дудук, скрипку и пианино. И звукорежиссер все понял буквально за пять минут. Наши комплименты.

Финальный концерт собрал на основной концертной площадке фестиваля больше всего зрителей. Послушать оперу в обрамлении мраморных скал пришли около 10 тысяч человек. К сожалению, заявленная на вечер программа «Два театра» под таким названием не удалась — не приехал сорвавший голос солист Мариинского театра. В остальном все получилось. Солисты Большого театра Ольга Селиверстова (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано) и Илья Селиванов (тенор) вместе с симфоническим оркестром карельской филармонии исполнили одни из лучших образчиков русской и зарубежной оперы.

Прозвучали арии Марфы и Любаши из оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, его же вальс «Скерцо», ария Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова, ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини, «Песенка герцога» из оперы «Риголетто» Джузеппо Верди.

— На следующий год уже есть новые идеи. Мы поняли, что у нас получается, что людям понравилось. В следующем году мы расширим программу, в том числе на воде, — рассказал глава Карелии Артур Парфенчиков. — Есть мысли, идеи привезти сюда новых исполнителей, балет. Будут новые находки, будем стараться, чтобы каждый год фестиваль открывал что-то новое. Мне кажется, этот процесс будет бесконечным, через несколько лет, возможно, появится формат некоего стационарного летнего театра.

Фестиваль Ruskeala Symphony-2019 побил много собственных рекордов: по количеству дней, зрителей, по транспортной доступности, уровню программы, звука, комфорта.

— Будем работать дальше, — пообещал глава республики.

Источник

Последние новости