Следующая новость
Предыдущая новость

Реальное нереальное

08.10.2020 6:51
Реальное нереальное

Петр Арзяев — директор компании «Медиавеб», которая давно известна в Карелии в IT-сфере. Если раньше фирма в основном создавала сайты и продвигала их, то в последние полтора года она стала осваивать другую область — ее сотрудники начали делать приложения с дополненной реальностью.

Дополненная реальность (AR, Augmented Reality) — это технология, которая позволяет совместить реальный мир с виртуальным пространством, то есть с теми объектами, которые не существуют, или с теми, которые когда-то существовали, но сейчас их уже нет.

«Наша компания участвует в крупном туристическом проекте в Норвегии, в котором используются технологии дополненной реальности.

Одно из интересных направлений — создание AR-туров, то есть туров с дополненной реальностью.

В Норвегии около городе Тромсё во время Второй мировой войны стоял немецкий линкор «Тирпиц», затопленный в 1944 году английской авиацией. На этом уже не существующем объекте мы и сделали дополненную реальность: турист приходит на берег, наводит смартфон и видит, как более чем 70 лет назад английские самолеты атаковали этот линкор», — рассказывает Петр Арзяев.

Есть и другой пример использования дополненной реальности. Был такой известный полярный исследователь Руаль Амундсен. В «Медиавеб» сделали его 3D-модель, и человек с помощью своего смартфона может увидеть его ходящим по улицам норвежского города. Турист может не только увидеть его, но и провести, так сказать, виртуальную AR-экскурсию.

«В Карелии можно таким же образом реализовать в дополненной реальности эпос «Калевала». Мы могли бы создать персонажей эпоса, разместить их, к примеру, на горе Сампо. Туристы с помощью специального приложения смогут их увидеть, подробно рассмотреть и даже сфотографироваться, например, с Вяйнямёйненом», — говорит Петр Арзяев.

Смартфон — самый простой способ увидеть дополненную реальность. В идеале, конечно, нужно использовать AR-очки. Петр Арзяев рассказал, что дополненная реальность применима далеко не только в отрасли развлечений. Технология успешно используется, например, в медицине. «Скажем, врач делает операцию в AR-очках, а у него перед глазами всплывают подсказки. Использовать такие очки можно и в промышленности: работник подходит к какому-нибудь сложному оборудованию, а у него перед глазами появляются разные показатели и параметры».

На счету компании несколько приложений с дополненной реальностью. Одно из них, например, посвящено деревянному зодчеству в Карелии, другое — Солнечной системе. Это образовательная программа, ориентированная в первую очередь на детей: она рассказывает о том, как устроена Солнечная система.

«Сейчас мы готовим очень интересное приложение для печников. Оно даст возможность посмотреть, как в интерьере своего дома будет смотреться та или иная печь.

В данный момент те приложения, которые находятся у нас в разработке, — часть норвежского проекта. Это туры с дополненной реальностью, AR-сувениры (на вид это обычный материальный сувенир, но если на него навести камеру, появится виртуальное изображение)», — рассказывает Петр Арзяев.

В компании «Медиавеб» около 20 сотрудников. Каждого из них пандемия коронавируса научила работать удаленно. Но, как рассказал Петр Арзяев, дистанционная работа в его фирме была доступна и раньше: если по каким-то причинам сотрудник не мог прийти в офис, он выполнял работу дома. Безнаказанно.

«Как только началась пандемия, мы все перешли на удаленку. В таком режиме мы продолжаем работать и до сих пор. Офис закрыт, но полностью отказываться от него мы пока не намерены: все-таки он необходим, например, для переговоров с клиентами. В то же время мы вполне серьезно начали задумываться о переводе большей части сотрудников на дистанционный режим работы. Это выгодно по разным причинам. Первая, конечно, это экономия, а вторая — удобство для самих членов нашей команды. Например, нашим разработчикам не принципиально место работы. Главное — результат. Ну и, конечно, удалёнка подходит не для всех отраслей.

Хочется также отметить, что дистанционная работа не повлияла негативно на дисциплину. Более того, мы даже получили прирост производительности за счет того, что сотрудникам удобнее работать дома», — объяснил директор «Медиавеб».

Когда началась пандемия, все жители Карелии стали интересоваться, как распространяется COVID-19 по республике. Минздрав ежедневно писал сводки, в которых были названия населенных пунктов и количество заразившихся и выздоровевших. Также сотрудники министерства пытались ежедневно рисовать карты для наглядности. Арзяев решил помочь: такая подача информации неудобна ни пользователям, ни тем, кто ее подает (очень трудозатратно). Так компания «Медиавеб» разработала карту распространения коронавируса в Карелии.

«Почему-то IT-сферу не считают пострадавшей от пандемии отраслью. Не спорю, от коронавируса пострадал ресторанный бизнес, сфера развлечений. Это бесспорно. Но нужно понимать, что 90% наших клиентов — коммерческие компании. Получается комичная ситуация: эти компании признаны пострадавшими от коронавируса, то есть у них нет денег, тем более денег на наши услуги. В то же время IT-сфера пострадавшей отраслью не признана: мы работать можем. Правда, вот не с кем.

Заказов весной стало очень и очень мало. Благодаря этому у нас освободились человеческие ресурсы. Мы подумали, что нужно помочь — сделать карту распространения коронавируса. Справились мы с этим быстро и безвозмездно передали ее в наше Министерство здравоохранения. Правда, потом встал вопрос, кто же будет ее обновлять. Мы опять безвозмездно предложили свои услуги. То есть мы создали сайт с картой распространения коронавируса, стали поддерживать этот сайт, а также ежедневно обновляем на этом сайте информацию, полученную от Минздрава.

И я не считаю, что это благотворительность, это просто то, чем мы можем помочь, притом помочь не только органам нашей власти, но и жителям республики, ведь эта карта, можно сказать, предостерегает людей от заражения, лишний раз напоминая, что коронавирус — не шутка», — считает Петр Арзяев.

Надо отметить, что многие приложения с дополненной реальностью от компании «Медиавеб» являются бесплатными. Директор фирмы и это не считает благотворительностью.

«На самом деле в создании таких безвозмездных продуктов мы видим несколько задач. Во-первых, это возможность донести бесплатно какую-то информацию до пользователей, в том числе до туристов. Во-вторых, таким образом мы тестируем и отрабатываем новые технологии, чтобы в будущем мы могли их использовать».

Сейчас дополненная реальность доступна многим благодаря смартфонам. Однако в полном объеме использовать технологию, узнать ее пользу в разных отраслях можно будет с помощью AR-очков. Сейчас это удовольствие не из дешевых, но Петр Арзяев убежден, что в ближайшем будущем AR-очки будут доступны всем.

«Я вижу, что уже сейчас в новых смартфонах появляются камеры, оснащенные специальными датчиками, позволяющими оценивать глубину. Это очередной шаг к дополненной реальности. Уверен, что Apple выпустит свои очки дополненной реальности если не в 2021, то в 2022 году. Это точно. Видно, что и другие крупные компании уже активно включились в эту гонку.

Пока что AR-очки выглядят не очень стильно (это пока что очень технический гаджет), а самое главное — они дорогие: от 80-100 тысяч рублей.

В будущем, думаю, AR-очки будут выглядеть как обычные очки, они станут легкими, удобными и доступными по цене. Над этим сейчас и работают многие компании. Очки будут связаны со смартфоном. Человек наденет их и будет видеть какую-то дополнительную информацию, которая ему может быть полезна. Например, новое сообщение в мессенджере, прогноз погоды или навигатор. Это действительно удобно: руки будут свободны».

Петр Арзяев пояснил: по сути, его компания сейчас активно вкладывается в технологии дополненной реальности, чтобы, когда AR-очки будут доступны, фирма уже была готова предложить свои программы и идеи.

«Сейчас наш акцент направлен не на прибыль, а именно на изучение новых технологий и на выпуск каких-то своих решений».

— Если бы вашу компанию предложил выкупить какой-нибудь гигант в сфере IT, например Facebook, согласились бы?
— Честно говоря, нет: я предпочитаю быть независимым, — ответил Петр Арзяев.

Напоследок директор «Медиавеб» признался, что у него есть кумир. Илон Маск.

«Маск — тот человек, который создает будущее. Он делает то, что многие люди считают невозможным. И главное, у него получается. Меня, например, очень заинтересовала его компания Neuralink. Она предполагает возможное вживление активных электродов в головной мозг человека с какими-то заболеваниями, чтобы, по сути, вылечить его. Например, глухой человек обретет слух, слепой — зрение. Также эта компания в будущем планирует добиться того, чтобы мозг передавал информацию в компьютер напрямую. Это очень интересное направление. Очень перспективное».

Источник

Последние новости