Следующая новость
Предыдущая новость

Люди с возможностями: в Карелии совершенствуют систему обучения инвалидов

25.01.2020 10:02

24-летней Надежде Шпаковой из Святозера предоставят жилье и бюджетное место в педагогическом колледже Петрозаводска. В настоящее время она с мамой проживает в селе в аварийном доме и не имеет возможности учиться и работать. Девушка обратилась к главе Карелии через соцсети с просьбой помочь решить вопрос с обучением и жильем.

Она приехала в Петрозаводск и познакомилась с условиями и возможностями обучения в педагогическом колледже. Она рассказала, что хотела бы поступить на отделение по специальности «изобразительное искусство и черчение». Ранее девушка училась в колледже на отделении учителя начальных классов, но по состоянию здоровья ей пришлось прекратить обучение.

Директор учебного заведения Оксана Старшова сообщила, что в колледже сегодня есть все условия для обучения людей, имеющих инвалидность: пандусы, специальные обозначения для передвижения плоховидящих, специальное оборудование, комната психологической разгрузки, кроме того, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья созданы все условия в общежитии колледжа на Студенческом переулке, 13.

— Вы имеете право на восстановление, а учились вы на педагога начальных классов, задолженностей не было, и это возможно. Педколледж изменился: уже несколько лет мы — базовая площадка, где создаются условия для того, чтобы люди разного возраста имели возможность для самореализации, — сказала Оксана Старшова.

Педколледж предоставляет в пользование специализированное оборудование для инвалидов в учебные учреждения в Сегеже и Медвежьегорске, где учатся дети с инвалидностью.

Сегодня в колледже учатся 12 юношей и девушек с инвалидностью, они получат профессию «исполнитель художественно-оформительских работ». Студенты учатся создавать плакаты, выполнять графические схемы, расписывать элементы декоративного оформления домов, учреждений, магазинов. В конце года ребята планируют принимать участие в IV конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс».

Надежде предложили разработать индивидуальную программу обучения с тем, чтобы, например, часть предметов изучать самостоятельно, а посещать только практические занятия.

Надежда Шпакова согласилась включиться в 10-месячную программу профподготовки дизайнеров для людей с ограниченными возможностями здоровья в педколледже, а в следующем году поступать на отделение изобразительного искусства.

— Я попробую попасть в эту группу, отучиться, закончить ее и в сентябре пойти на худграф, чтобы уже получить диплом, — сказала Надежда Шпакова.

В колледже впервые будет обучаться девушка, передвигающаяся в коляске, поэтому руководство пообещало в короткие сроки обустроить стационарный пандус (в настоящее время есть съемные панели, по которым можно заехать в общежитие с помощником).

— Знаете, как я рада! Когда я училась здесь шесть лет назад, мне нравилось, но пришлось уйти из-за проблем с ногами. Сейчас если есть доступная среда, я с удовольствием пойду учиться, — сказала Надежда.

Надежда Шпакова в обращении к главе Карелии в конце декабря прошлого года написала не только про желание учиться, но и про свои жилищные условия. Дом № 11 по улице Советской в Святозере признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время правительством Карелии прорабатывается возможность решения жилищного вопроса.

Недавно в правительстве Карелии состоялось совещание, на котором специалисты службы занятости, Минсоцзащиты Карелии, представители общественных организаций людей с инвалидностью, работодатели обсудили вопрос профобразования и обучения инвалидов. Глава Карелии Артур Парфенчиков попросил руководство Министерства труда и занятости обратить внимание на то, чтобы люди с инвалидностью при обучении получали специальности, которые будут востребованы работодателями.

— Нам надо совершенствовать систему, понимая, что здесь очень важен индивидуальный подход. Нужно работать с ребенком-инвалидом с точки зрения его профориентации. Нужно вместе с ним приходить к консенсусу, к тому, что, возможно, что будет востребовано. Чтобы не получилось так, что образование он получил, а специальность не востребована. Начинать нужно со школы, понимать, на что способен каждый ребенок-инвалид, кем он может быть, где он будет учиться. Ему нужно предоставить индивидуальный план обучения, — сказал Артур Парфенчиков.

Руководитель региона поручил профильным министерствам и ведомствам разработать дополнительные механизмы, которые помогут привлечь инвалидов к обучению, и продолжить создавать в колледжах и школах доступную среду. Также в Карелии продолжат экономическое стимулирование работодателей, которые трудоустраивают людей с инвалидностью. В ближайшее время в республике рассмотрят возможность компенсировать часть затрат предприятиям, на которых работают инвалиды, на оплату электроэнергии — это будет новый механизм поддержки.

Сегодня в вузах и учреждениях профобразования обучаются 142 студента с инвалидностью. Основные профессии — плотник, маляр, штукатур, исполнитель художественно-оформительских работ, парикмахер, продавец, пекарь, ветеринар, специалист IT-технологий.

Артур Парфенчиков также отметил, что после обучения необходимо отслеживать дальнейшее трудоустройство студентов с инвалидностью.

Глава Карелии выступил с инициативой трудоустройства таких выпускников, например, учителями в школы. Он отметил, что этого не надо бояться. В частности, возможно начать такую работу в новой школе, которая строится на Древлянке, где будет создана полностью доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья. Глава Карелии отметил, что возможно в республике создать специальную программу, которая позволит покупать квартиры учителям с инвалидностью вблизи учебного учреждения.

Как сообщила председатель общественной организации родителей, имеющих детей-инвалидов с детским церебральным параличом «Поможем нашим детям» Татьяна Васильева, 70% детей с особенностями развития, к сожалению, никогда не смогут устроиться работать — это общероссийская статистика.

— Для них вообще ничего нет. И для детей, которые могут трудиться, хотят трудиться, нужны социальные мастерские. Эти 70% детей не могут получать эту минимальную заработную плату, их никто никогда не возьмет на работу из-за тяжелых нарушений, особенно умственных. Кому нужен сотрудник с минимальной оплатой труда в 20 тысяч с умственными нарушениями? Пора задуматься, что нам необходимо создать социальные мастерские, чтобы эти дети могли приносить пользу, заниматься. Как я понимаю, для этого нужно менять карельское законодательство, менять стандарты.

Татьяна Васильева сказала, что такой институт поддержки юношей и девушек с инвалидностью невозможно создать силами общественной организации. Соответствующие законы, которые позволяют создать социальные мастерские, есть в Санкт-Петербурге, в Пскове, во Владимире, в Нижнем Новгороде, и где ежедневно обучаются и трудятся люди с инвалидностью.

Глава Карелии поддержал инициативу в перспективе создать социальные мастерские в Карелии. Артур Парфенчиков также предложил познакомиться с опытом Пскова и проработать этот вопрос.

По данным службы занятости Карелии, 280 людей с инвалидностью желают пройти профобучение или переподготовку. Из 14,5 тысячи инвалидов в республике трудоустроены только 2 675 человек. Но многие из-за тяжелого состояния просто не могут работать. В 2019 году в службу занятости обратились 1 115 человек, из которых трудоустроены 417.

Источник

Последние новости