Следующая новость
Предыдущая новость

Уроки карельского. Сани / Regi. Подкаст

22.12.2018 18:14

Сани для карела в первую очередь были, конечно, средством передвижения. На воде — лодка, а вот по суше — только на санях. Телеги появились лишь к началу двадцатого века, и то в основном в южной Карелии. В северной предпочитали сани и зимой, и летом. Поменьше и побольше, самому ехать и груз везти; для отдыха, для веселья, для работы.

Хорошие сани — вещь недешевая. По размеру и богатству убранства можно было легко определить статус владельца.

В одной из карельских сказок бедный крестьянин не может найти своему сыну невесту. От отчаяния он решает идти свататься к водяному. Тот живет в роскошном дворце, но во время сватовства всё время пытается старика обмануть. Чтобы не прогадать, крестьянин просит в приданое «сани с персидским ковром, рыженьких лошадок, синий кафтан с золотыми пуговицами, шапочку соболью и перстень с самоцветным яхонтом». Сани (заметьте!) идут на первом месте.

Большинству крестьян нужны были простые сани, а самыми простыми были дровни. От классических саней они отличались отсутствием короба или кузова.

Дровни существовали не только зимние, но и летние: последние, как писали внимательные наблюдатели, могли передвигаться благодаря «скалистому и вообще каменистому грунту» губернии.

Дровни, помимо стандартных для саней функций, выполняли у карел и не совсем очевидные задачи. Например, вплоть до двадцатых годов XX века на них перевозили покойников на кладбище.

Летние дровни (кезареги) делали короче зимних. На них могли перевозить дрова, сено, снопы, солому, навоз и прочие прелести.

На зимние дровни шла береза. Состояли они из двух полозьев, которые обычно подбивались подрезами — так улучшалось скольжение.

Карелы побогаче использовали для передвижения сани с «креслом», которой представляло собой достаточно высокий задок. Потом сани усовершенствовали, на месте «кресла» появились козлы для кучера и кузов с высокой спинкой и боками для пассажиров. Такая версия саней у карелов называлась «кордь». Зимой в них ездили в город, устраивали праздничные катания, реже использовали по хозяйству.

Пряморукие крестьяне могли сделать сани самостоятельно. Ради этого приходилось идти в лес и искать хорошую березу. Дома дерево обтесывали, парили в русской печи и ставили гнуться в специальную гнулку (карелы называли ее «пайним»), которая обычно находилась в сарае. На выходе получался полоз, который затем несли в избу. В стену избы были вделаны специальные обтесанные жерди, предназначенные для сушки полозьев.

Полозья сушили от трех до пяти дней. Потом в них проделывали гнезда для копыльев (бруски, скрепляющие полозья), которые связывались поперек вязками из ели или черемухи. Оставалось приделать к полозьям кузов — и сани готовы.

Давайте разбираться: какие сани были для чего:

Ручные сани для перевозки грузов. Такими пользовались коробейники в XVIII-XIX веках, охотники и рыбаки. В двадцатом веке на Карельском фронте санями ахкиво пользовались военные: возили оружие, боеприпасы, провизию, увозили раненых с поля боя.

Основанием этих саней служила березовая доска, загнутая как полоз. Веревками или прутьями к полозу привязывали подвижные борта с веревкой по периметру. Когда клали в ахкиво груз, то веревку могли стянуть вокруг груза — в дороге не потеряется. В ХХ веке веревку заменила натянутая поверху ткань.

Широко применялись в лесных бездорожных районах. Возможно, волокуша — первейшая форма полозного транспорта. Свое название получила благодаря конструкции: две жерди тонкими концами прикреплялись к хомуту, а толстые их концы волочились по земле. Чтобы удобнее разместить груз, на жерди набивали одну-две короткие доски или приделывали берестяной кузовок для перевозки клади. Для возчика место на волокушах не предполагалось: он либо шел рядом с лошадью, либо ехал верхом.

Особым видом транспорта являлась олонецкая люлька. Она состояла из двух толстых шестов, и явно появилась благодаря волокушам. Между шестами посередине крепилась люлька, похожая на кресло со спинкой, а для ног привязывалась специальная подножка. Шесты несли две лошади, привязанные спереди и сзади, эдакие конные носилки. Способ передвижения с использованием олонецких люлек был распространен в бездорожных местах. Пассажира не так трясло по ухабам, да и в болоте не промокнешь.

На севере Карелии дровнями пользовались круглый год, даже летом. Летние дровни делали короче зимних. И пользовались ими из-за скалистой местности: где четыре колеса увязнет — спасут два устойчивых крепких полоза, а тем более выручат они в весеннюю распутицу.

Более легким вариантом дровней были сани kelkka (kelka) с широкими полозьями. В такие облегченные сани на севере Карелии запрягали не только лошадок, но и оленей. Так перевозили большое количество груза, выстраивая оленей караваном — райдой, то есть в ряд. Каждый олень подвязывался к задней части саней предыдущего. На оленя в райде полагался груз не более 5 пудов. Райду сопровождали 3-4 лыжника, один из которых шел впереди. В день райда проходила по 40-50 километров по бездорожью, по целине.

Использовались для выхода в свет: съездить на ярмарку или покататься на Масленой неделе, а то и невесту привезти из соседней деревни. Эти сани делали небольшими по размеру, но комфортными. В выездные порой стелили шубу, чтобы пассажирам было удобнее.

Катались с азартом, иногда устраивая шуточные состязания на скорость. Обязательно украшали сбрую лошади, привешивали под искусно разукрашенную дугу колокольчик и сами наряжались в лучшую одежду.

Поддужные колокольчики использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках. Часто вешали их на свои тройки и частные владельцы. Однако в 1836 году вышло постановление Сената, где говорилось: «Воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едет на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанности службы».

Какое может быть карельское детство без санок? Хотя бы самые простые — две дочечки на полозьях — были у каждого. А случались и нарядные, расписные: в Национальном музее Карелии сохранились именно такие. По росписи можно судить о том, кому они принадлежали, когда были сделаны или расписаны. Замечательный экземпляр, правда, давно утратил свои полозья — но наш читатель легко дорисует их в воображении.

Про них поговорим отдельно. Финские сани (их еще называют финками, как ножи) известны во всем мире. От привычных санок они отличаются более длинными полозьями и рукоятками на спинке. Их не тянут за верёвочку, а толкают сзади.

Интересно, что появились финские сани в Швеции. К восьмидесятым годам XIX века в королевстве возник новый вид спорта, любители которого образовали первый в мире клуб финских саней (Стокгольм, 1889 год). Его основателем был капитан Виктор Бальк, по совместительству член первого олимпийского комитета и друг барона де Кубертена.

В самой Суоми, тогда входивший в состав Российской империи, аналогичный клуб создали только в 1891-м. Его основатель, полковник Эдвард Фюруйельм, незадолго до этого начал устраивать гонки на санях среди солдат. Строго говоря, он просто требовал от своих подчиненных добираться до домов (очевидно, в увольнении) исключительно этим видом транспорта.

В конце века и в начале следующего финские сани стали популярны на российском Северо-Западе, в том числе в Олонецкой губернии. Здесь они, кстати, и получили приставку «финские».

Полный выпуск «Сани / Regi» национального проекта «Уроки карельского».

Источник

Последние новости