Следующая новость
Предыдущая новость

Нестеров и Летов: лекции с импровизациями

30.10.2019 1:54

Chords &Words, или «Аккорды и Слова» это серия однодневных фестивалей, которые проходят по всей стране в рамках Года музыки Великобритании и России. Посмотреть и послушать участников этого действа уже смогли жители Ростова, Перми и Новосибирска. 25 октября настала очередь Петрозаводска. Гости Agriculture club пообщались с пятью интересными и умными людьми.

На малую родину Наталья привезла лекцию «Романтика made in Britain: от «Джэйн Эйр» до сериала Fleabag («Дрянь»). И рассказала переполненному залу о том, что на самом деле значит romance, почему его совсем не надо путать с направлением «романтизм» и почему британские романтические комедии — лучшее проявление такого многозначного romance. Когда на улице дождь, а на душе плохо, нет ничего приятнее, чем закутаться в плед и с кружкой горячего чая в который раз просмотреть «Реальную любовь», «Четыре свадьбы и одни похороны» или сериал Fleabag («Дрянь»).

«Fleabag — это огромное событие для британской киноиндустрии, потому что, по-моему, перед этим Великобритания гремела так сильно в 1994 году, когда вышел первый фильм сценариста Ричарда Кёртиса «Четыре свадьбы и одни похороны», — отметила лектор.

Возражений не последовало – в зале присутствовали преимущественно женщины. Как известно, мужчинам больше нравится Гай Ричи. Не потому что британец был мужем Мадонны, а за «Рок-н-ролльщика», «Карты, деньги, два ствола» и за, скажем мягко, «Большой куш».

Единственное, что немного примирило немногочисленных мужчин с обилием романтики – это одна из ее современных вариаций: в XXI веке romance местами мутировал в bromance (от английского bro – чувак, дружище и romance – отношения). Bromance – это нежные и, слава богу, несексуальные дружественные отношения между двумя или более мужчинами.

«Это исключительно тесные гомосоциальные отношения, превосходящие уровень отношений обычной мужской дружбы и отличающиеся особенно высоким уровнем эмоциональной близости», — пишет автор статьи в «Википедии».

Впрочем, Наталья Зайцева заочно не согласилась с интернет-энциклопедией и привела пример женского bromance, опять-таки из сериала Fleabag (дружба главной героини, которую так и зовут Флибэг, с подругой Бу).

Историческая справка о корнях романтики у лектора получилась бесспорной: ноги у romance растут из рыцарских турниров в честь Прекрасной Дамы, куртуазной поэзии и произведений англичанки Энн Рэдклифф (Ann Radcliffe).

«Она была очень популярной писательницей. Ее знали все, ей зачитывался Достоевский, она очень сильно повлияла на Эдгара По, на маркиза де Сада», — отметила Наталья Зайцева.

На мой взгляд, лекцию удивительного Олега Нестерова следовало бы назвать «Рождение трагедии из духа музыки», а не «Небесный Лондон для российского музыканта». При том же пафосе смысл лекции был бы передан вернее. Поскольку бессменный лидер «Мегаполиса» наглядно и весело рассказал публике о том, что вытворяют всякие дирижеры, оркестры и студии звукозаписи с той Музыкой, которая однажды поселилась внутри автора. Вот длинный, но необходимый пример, родившийся у лектора Нестерова из сравнения текста и музыки.

«Хороший текст не может плохо звучать. С музыкой все наоборот. Возникает такая накопленная ошибка переводчика. Вот Петр Ильич. Он услышал вдруг внутри себя какую-то прекрасную вибрацию. Услышал музыку. Он тут же кинулся и записал эту музыку на ноты. И уже как будто перевел стихотворение с японского на шведский. Что значит перевести на ноты музыку, которую услышал внутри? Это то же самое, что взять фотографию прекрасной девушки и выколоть ее профиль булавкой. Тоже интересно. Но не то. Не оригинал. Дальше эти ноты попадают к дирижеру, который взмахнул своей палочкой… и перевел со шведского на польский. Тоже сынтерпретировал. То есть, наврал. Дальше 150 человек из оркестра взмахнули смычками, сыграли. И перевели с польского на испанский. Дальше пришел бородатый дядя звукорежиссер и начал ловить музыку в металлические сачки. В итоге все это потекло по проводочкам в проигрыватель. И поставили Петру Ильичу. Вот, ваша музыка. А Петр Ильич плачет. Что вы плачете, Петр Ильич, у вас что там внутри не так было? Нет, совсем не так, отвечает Петр Ильич».

Петр Ильич – это Чайковский, металлические сачки – микрофоны. Был Дух музыки, получилась трагедия. Однако, не все так плохо. Оперируя терминами и философией британца Брайана Ино, Олег Нестеров пробежался по нескольким векам музыкальной истории человечества, и благодарная аудитория выяснила, что времена мучений Петра Ильича, то есть столетия композиторов, оркестров и дирижеров, переродились в эпоху ансамблей. По-нашему, групп.

«И тут произошло нечто, — поведал Нестеров. — Природа-мать, или кто-то посерьезней, сказал: «Дорогие мои человеки! Вы, конечно, мучаетесь. Давайте-ка я сокращу количество посредников – от идеи до конечного потребителя, до тех, кто впускает музыку».

И стали вместо оркестров на 150 человек The Beatles, Abba, Metallica, Boney M. Знаменитые квартеты, четверки.

«Говоря научным языком, квадрат суммы участников, — рассказал Нестеров. — Функция второго порядка. Так работает атомная реакция. Собственно, природа сказала – больше дымного пороха не будет. Будет атомная реакция».

Но и этот мощнейший феномен столкнулся с нечеловеческой проблемой. Настоящая музыка существует только здесь и сейчас. В момент игры – и никогда больше. Только такая музыка может называться живой, только такая музыка помогает выживать человеку.

«Вообще, любая Красота фазирует человека с миром. Если она с большой буквы. И любое искусство заставляет черпать из окружающего мира эту Красоту. Можно сфазироваться, наблюдая Онежское озеро, облако или голубя. Но мы нечасто это делаем, потому что у нас вибрации разные. У нас такой повседневный тремор, а красота живет на очень длинной волне. И любое искусство замедляет. Посмотрел хороший фильм – неделю голубя видишь. Я это к тому, что все приходили на концерт, чтобы получить по-настоящему. А так может дать только самый настоящий. Их не очень много. А хочется по-настоящему получить всем. И тогда человечество подумало на тему, а что делают альпинисты и геологи, чтобы не умереть с голоду? Они берут с собой в экспедицию консервы».

Так, согласно Нестерову, появились студии звукозаписи. Консервные заводы в волшебном мире музыки. Так что ходите почаще на концерты, а в остальное время довольствуйтесь консервами. Вот так.

Конечно, слушать речь известного музыканта удовольствие меньшее, чем слушать его музыку. Тем более, после яркого монолога Олега Нестерова. Однако, Сергей Летов, на мой взгляд, поступил абсолютно правильно, предварив свое музыкальное выступление устным. Настолько необычное направление он выбрал темой для своего перфоманса: «Британская школа свободной импровизации». При этом географическая привязка не играет никакой роли. Британская это школа, вологодская или смоленская (а есть и такие) – сама музыка свободной импровизации непосвященному слушателю кажется необязательным набором звуков. Часто неприятных. Последователи этой школы прекрасно понимают оригинальность своего увлечения, хотя и не отказывают себе в удовольствии при случае ткнуть обывателя.

«Это достаточно эзотерическое явление, — начал свою лекцию Сергей Летов. — Хотя есть диски, слушатели, которых, правда, не очень много, на просторах нашей необъятной родины наберется, может быть, пара сотен человек. А вообще, бывали в истории нашей страны периоды, когда музыка свободной импровизации, скажем, музыка полистилистики, или фри-джаза собирала большие залы, стадионы. Но это было в совершенно незапамятные времена. Когда здесь жил совершенно другой народ, советский. И в конце 80-х годов в стране был определенный расцвет культуры, и интеллектуальные возможности людей были несоизмеримо выше, чем в настоящее время. Допустим, концерт «Поп-механики» Сергея Курёхина, где звучало достаточно много и фри-джаза, и музыки свободной импровизации, мог на протяжении трех дней собрать аудиторию 8-10 тысяч человек. Сейчас это невозможно».

Саму музыку свободной импровизации в исполнении саксофониста Сергея Летова можно услышать – соответствующая «консерва» есть в паблике Agriculture club.

К сожалению, режиссера и актера Олега Липовецкого и «дедушку уральского рока» Александра Пантыкина мне послушать не удалось: они выступали параллельно в другом зале. Зато зрители Летова слышали, как аплодируют Липовецкому. И наоборот. Петрозаводск любит умные пятницы.

Источник

Последние новости