Следующая новость
Предыдущая новость

Капо-эй!-ра

15.09.2018 2:18

— Капоэйра — это больше про комьюнити. Больше про людей, чем про спорт, — считает Стас Чернявский, руководитель Российского центра капоэйры в Петрозаводске. — Конечно, есть крутые капоэйристы. Но человеческое отношение друг к другу — мне кажется, вот это в капоэйре самое главное.

У нас нет такой строгой иерархии как, скажем, в карате. Мастер может играть (поединок называется игрой) с новичком, который пришел в первый раз. Понятно, за кем будет победа, но мастер снисходит до новичка. Вот это очень круто, мне кажется, такого нет ни в одном виде спорта.

— Капоэйра — это драться красиво. Это как в «Матрице»: удары один за другим, уходы. Со стороны может показаться: классно танцуют. Половина движений ускользает от неподготовленного зрителя, а когда занимаешься хотя бы год, то уже видишь связки, хитрости разные. Ударил вправо — противник повелся — ты его встречаешь в противоход. Не увернешься вовремя, можно и в нокдаун отправиться.

Но при этом люди не начинают затягивать друг друга в партер, душить. Поулыбались, посмеялись, пожали руки. И при следующей встрече (может быть, через год) продолжили с того же самого места. Есть игры, которые, начавшись однажды, не заканчиваются никогда.

Капоэйра — бразильское национальное боевое искусство. Танец и удар, акробатика и музыка. Коктейль замешан на африканской и индейской культуре еще в XVIII веке, когда чернокожих рабов из Конго, Гвинеи и Мозамбика привозили в Южную Америку.

Случались побеги. В сельве афроамериканцы встречались с коренными жителями, создавали киломбу (вольные города), боролись с режимом. В свободное от борьбы время культурно отдыхали.

Так и появилась капоэйра. В 2014 году ей был присвоен специальный статус защиты ЮНЕСКО — «неосязаемое культурное наследие».

— Эту историю я пытаюсь рассказать родителям, которые хотят «отдать детей в спорт», — говорит Стас. — Они такие: блин, ничего не понятно, мы просто придем. Приводят ребенка — и он сразу пробует что-то сделать. И остается.

Потому что в капоэйре (чтобы стать мастером) нужно все время двигаться. С мячом, в обруч, через обруч. Прыгать и кувыркаться. Дети же любят двигаться, а им вечно это запрещают. Некоторые у меня первый раз ногами на стену встают только на тренировке. Потому что дома нельзя — обои итальянские.

За тренировку ребенок (начинать можно с четырех лет) делает пять тысяч движений. Непроизвольно, сам того не замечая.

— Мне нравится работать с детьми, — говорит Стас. — Хотя когда я учился в педагогическом, и в мыслях таких планов не было. А сегодня вижу, как на тренировке дети выплескивают всю накопившуюся энергию. Мы вместе преодолеваем то, что на них наваливается: школа, соцсети, проблемы с друзьями и с родителями.

А у взрослых все еще сложнее. Люди сейчас умирают не от пули на улице, а от сердечного приступа, от стресса. Занятия — это антистресс, они меняют жизнь, делают тебя лучше.

Капоэйра для меня не спорт высоких достижений, это спорт о жизни. Философия свободы, свободы — в движении.

Источник

Последние новости