Свирско-Петрозаводская операция, продолжавшаяся с 21 июня по 9 августа 1944 года, согласно советской историографии — часть Выборгско-Петрозаводской операции, проведенной войсками Ленинградского и Карельского фронтов. В результате сильного удара, советские войска отодвинули линию фронта на 110 — 250 км, освободили большую часть Карело-Финской ССР и создали тем самым предпосылки для выхода Финляндии из войны. Итогом операции стало подписание Московского перемирия 19 сентября 1944 года, согласно которому Финляндия разрывала военное сотрудничество с Германией и выходила из войны с СССР, а 10 февраля 1947 года Парижский мирный договор поставил точку в войне и определил современные границы двух государств.
Несмотря на очевидный прогресс в борьбе с захватчиками, была ли эта операция по-настоящему успешной? Ответ на этот вопрос мы ищем вместе с профессорами Петрозаводского университета, докторами наук Юрием Килиным и Сергеем Веригиным.
Почему наступление войск Красной армии произошло только в 1944 году?
— Я думаю, это связано с тем, что произошел общий перелом в ходе Великой Отечественной войны. Потребовалось сначала провести Сталинградскую наступательную операцию, которая положила начало коренному перелому в войне, затем Курская битва, после которой инициатива перешла в руки советского командования, и изменилось соотношение сил. Это создало предпосылки для перехода в наступление войск Карельского фронта, освобождения Карелии и Кольского полуострова.
Финляндия оставалась ключевым союзником Германии до начала Свирско-Петрозаводской операции. Сама операция была намечена не только с целью освободить Карелию и Кольский полуостров и весь Северо-Запад СССР, но и заставить выйти Финляндию из войны, что и было в конечном итоге достигнуто.
Понятно, что финны осознавали и до 1944 года то, что Германии навряд ли удастся выиграть войну с Советским Союзом, но политического влияния на начало операции я не вижу.
— Стоит отметить, что первая попытка освобождения Карелии предпринималась в апреле 1942 года, когда была предпринято малоизвестное или даже совсем неизвестное для наших историков наступление на реке Свирь. Целью операции было форсирование реки, затем нанесение вспомогательного удара силами 32-ой армии.
Иначе говоря, планировалась операция примерно такая же, как и в 1944 году. Активная фаза боев длилась три недели. В историографии операция так и называется: апрельское наступление периода оттепели.
В годы войны велись закулисные переговоры между тремя сторонами в разный период более-менее активно. Это США, СССР и Финляндия. Финны в этих переговорах имели большое преимущество, потому что им удалось расшифровать коды американского посольства, вернее в Хельсинки посольства не было, но был посланник, поскольку дипломатические отношения до лета 1944 года не разрывались. Кроме того, финнами были разгаданы дипломатические шифры еще пяти западных государств, которые имели своих представителей в Финляндии. Финны имели возможность обозревать мировую политику, как, наверное, никто в Москве или Вашингтоне. Излишне говорить, что и шифр Красной Армии тоже был расшифрован еще в 1939 году и потом новые шифры постоянно разгадывались. Поэтому можно сказать, что финны принимали решения с открытыми глазами, а остальные участники переговоров с полузакрытыми.
Юрий Килин. Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев
Для финнов было очень важно не допустить объявления войны со стороны США, потому что это был единственный гарант их суверенитета и независимости после окончания войны. Они гордятся тем, что всего три столицы в Европе остались незахваченными из воевавших государств. Это Лондон, Москва и Хельсинки.
Когда разрабатывался план военной операции на 1944 год, то Финляндия была четвертым участком фронта, по которому был нанесен так называемый «Сталинский удар». У него исключительно интересная предыстория, которая неизвестна по большей части в России.
Были разработаны и проведены две операции Карельским и Ленинградским фронтами. Одна всеми известная, носящая название Выборгская, в которую входила и Свирско-Петрозаводская операция. Другая была неизвестная, которая была частью союзнической операции. Вся эта операция называлась Bodyguard, что означает «Телохранитель». Она была разделена на две части, которые называлась Fortitude («Стойкость»). Была «Северная» и «Южная стойкость», которые проводились в бассейнах Средиземного моря («Южная») и Балтики, а также Баренцева и Северного морей («Северная стойкость»). Смысл действий Карельского фронта был в дезинформации, адресатом которой было командование Вермахта. Целью было отвлечь внимание Гитлера на север, где имитировалась подготовка к наступлению части сил Карельского фронта против Лапландской армии. Цель этой дезинформационной операции была в том, чтобы предотвратить переброску германских войск, которых на севере было до полумиллиона, во Францию, где была предпринята известная высадка союзнических войск.
Неким побочным продуктом этой операции стал четвертый вполне реальный «Сталинский удар», который, кстати говоря, оказался неожиданностью для США. Они не ожидали, что СССР нанесет удар такой силы именно по Финляндии, тем более на этих изолированных друг от друга участках. На карельском перешейке и в Южной Карелии.
Юрий Килин. Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев
Юрий Килин: Удар на севере лишь имитировался. Создавалась видимость подготовки к удару по соединениям немцев, которые находились на территории Норвегии. Мне доводилось быть в этих местах. Это довольно большое расстояние и такую операцию довольно сложно выполнить силами, находящимися в Мурманской области и силами Северного флота.
Для противника эта операция обладала всеми чертами значимости и искренности, чтобы по-настоящему ввести противника в заблуждение. Это сделать удалось. Германское командование отмечало подготовку к этому наступлению, давало об этом сведения финнам, начиная с середины февраля 1944 года.
Сергей Веригин. Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев
Сергей Веригин: Когда рассматривался вариант наступления на севере, в районе Лапландии, обсуждалось мнение, что финская армия все же слабее немецкой, и наступление на севере будет более кровопролитным, с большими потерями. Сталин поддержал решение провести Петрозаводскую операцию против финнов, и в конечном итоге, что и было сделано, заставить самих финнов выгнать немцев со своей территории, освобождая Лапландию, так называемая Лапландская война. Эти цели советское руководство достигло.
Юрий Килин: Добавлю, что стратегически СССР ничего не выигрывал, если бы был нанесен удар по Северной Карелии. Судьба войны тем самым не решалась бы, так что я склоняюсь к тому, что это была блестяще проведенная дезинформация.
Что касается самой настоящей операции по освобождению Карельского перешейка и Карелии, то она не была такой успешной.
У любой операции таких масштабов есть политическая и военная цели. Политическая цель была озвучена – это вывод Финляндии из войны. Она была достигнута окончательно 19 сентября 1944 года, а вот военные цели достигнуты не были. С другой стороны, война – это силовые способы ведения политики. Поэтому политические цели были более важными.
Советские войска ведут бои за Олонец в июне 1944 г. Фото: topwar.ru
Командование предполагало, что Советские войска захватят всю юго-восточную территорию Финляндии. По сути операция очень сильно напоминала план Зимней войны, планы 1939 года. Было лишь одно «но». Ставка не дала сил достаточных для выполнения этой задачи. Военные сделали все, что смогли, а резервов у Ставки не было. Выборгская операция оказалась ни чем иным, как обеспечением правого фланга во время крупнейшей операции Второй мировой войны «Багратион». В Ставке считали возможным нанесение флангового удара по немецким частям через территорию Финляндии.
Выборгская операция проводилась исключительно плохо с точки зрения координации действий двух фронтов. Практически не взаимодействовали мощные военно-воздушные силы. У обоих фронтов были свои воздушные армии. В каких-то регионах они хорошо воевали, но в этих местах, возможно, из-за сложного рельефа местности и плохого командования войсками не принесли какого-то видимого эффекта.
Горящее Поросозеро после отступления финских войск. Фото: sa-kuva.fi
К тому же финское руководство рассматривало Южную Карелию как козырь в своих будущих переговорах о мире. С этой целью тут было сконцентрировано около 65% всех финских войск, в то время как на Карельском перешейке эти силы были значительно слабее.
Такая диспропорция сил была ошибкой Маннергейма и военного командования Финляндии, но она была исправлена другой ошибкой, которую допустило командование Красной армией. Оно не смогло оценить опасность переброски сил на Карельский перешеек.
Маннергейм потом говорил, что если бы они на одну неделю запоздали с переброской 50 тысяч солдат, тыловая линия не выдержала бы, и территория Финляндии была бы открыта для советских войск.
Ели бы была координация между действиями двух фронтов и если бы авиация была занята не поддержкой сил на поле боя, а уничтожением инфраструктуры той же железной дороги, то у финнов не было бы того преимущества, которое они смогли создать на перешейке.
Мерецков перед проведением операции просил у Ставки 10 дивизий. Даже если мы возьмем обычную дивизию того времени – это 8 тысяч человек, то получается 80 тысяч. В таком случае преимущество было бы двухкратным, и «правая клешня», которая наступала со стороны Медвежьегорска, была бы намного мощнее. Кстати, западную группировку тоже ослабили. 94 стрелковый корпус Карельского фронта был переброшен на Карельский перешеек. Там возникли трудности вплоть до опасности финского контрудара, причем мощного. Это обусловило то, что направление наступления вдоль северного побережья Ладоги тоже было ослабленным.
Высадка советского десанта в Олонецком районе. Фото: topwar.ru
Не будем забывать, что там воевал 37 гвардейский корпус, памятник которому был поставлен на старой линии Маннергейма недалеко от Питкяранты. Это воздушно-десантный корпус. Он формировался в Подмосковье в январе 1944 года изначально как гвардейский, что было большой редкостью. Сначала соединения должны кровь пролить, потом гвардией стать, а этот корпус стал гвардейским при формировании.
Это были молодые ребята, вооруженные, преимущественно, автоматическим оружием. Иногда в историографии этот корпус называют «личной гвардией Сталина», имея в виду качество подготовки. Корпус состоял из 30 тысяч человек.
Они мало что смогли сделать из того, на что рассчитывала Ставка в этой сложной местности с огромным количеством промежуточных линий обороны. Когда был предпринят штурм в районе Ниетъярви недалеко от Питкяранты — неизвестный, кстати говоря, в нашей военной историографии -корпус понес большие потери.
Линию обороны не удалось прорвать. После этого Ставка решила, что достичь военных целей не удастся, поскольку для этого придется терять слишком большие силы. Корпус отвели в начале августа, и стало понятно, что операция в военном смысле не будет завершена так, как планировалось.
Ставка пыталась добиться больших успехов ограниченными силами, но чудес не бывает. Но в данном случае недостаток сил был компенсирован политическим результатом – то есть выводом Финляндии из войны. После этого историки «забросали песком» этот момент. Назвали одну операцию Свирско-Петрозаводской, которой она не называлась в период планирования и проведения, это уже позднейшее название, и Выборской операцией, хотя как минимуму должны были дойти до Саймы, заняв Лаппенранту, Котку и подойти с востока к Хельсинки. Сил на это не хватило.
Свирско-Петрозаводская операция. Положение сил на 21 июня 1944 годаСвирско-Петрозаводская операция. Положение сил на 30 июня 1944 годаСвирско-Петрозаводская операция. Положение сил на 13 июля 1944 годаСвирско-Петрозаводская операция. Положение сил на 9 августа 1944 года
Юрий Килин: В конце Петрозаводско-Свирской операции немцы предложили Маннергейму продолжить войну и даже готовы были оказать дополнительную помощь для этого, он сказал так: «Россия сейчас сильная, мы должны это учитывать. Сами расхлебывайте эту кашу. Вы обещали, что выиграете эту войну, но не выиграли ее». Значимые слова в устах человека, который вскоре стал президентом республики.
Карелия захватывалась для того, чтобы создать Великую Финляндию. В архиве Хельсинки есть много материалов людей, которые занимались гражданским управлением Карелией. Ее предлагалось сделать сырьевым придатком Финляндии. С этой целью планировалось построить 27 новых железных дорог, которые бы нарезали Карелию на правильные квадраты для заготовки древесины и перевозки ее в Финляндию.
Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев
Сергей Веригин: Я считаю, что мы достойно получили звание «Город воинской славы». У нас складывается такое мнение, что город должен получить звание, если внутри самого города шли бои, за улицу, за дом. Это было в Сталинграде и других городах. Но в Петрозаводске сложилась другая ситуация. В 1941 году ожесточеннейшие бои шли до того момента, как он был оставлен советскими войсками. В 1944 году то же самое. Такие же ожесточенные бои шли. Поэтому в справедливости звания не может быть сомнений. Кроме этого, когда мы возвращаемся к званию «Город воинской славы», надо смотреть всю историю. Петрозаводск создавался на основе оружейного завода, который производил пушки и снаряды для русской армии, которая воевала со Швецией.
Юрий Килин: Я хочу отметить два обстоятельства. Финская армия понесла потери примерно 26 тысяч человек во время кампании 1941 года. Эти потери соответствуют потерям за всю Зимнюю войну. Основная часть потерь финнов пришлась на Карелию, а не на Карельский перешеек. На перешейке Красная армия воевала откровенно плохо. Все семь дивизий, которые там были, были окружены. В Карелии воевали гораздо лучше, устойчивее и дольше по времени чем на Карельском перешейке. Кстати, именно этими большими потерями, которые финны понесли в Карелии, Маннергейм обосновывал неготовность финских войск продолжать наступление на Тихвин, южнее реки Свирь на соединение с немецкими войсками.
Второе обстоятельство — сопротивление Красной армии было настолько эффективным, что финны и немцы не смогли выйти к Белому морю. Если бы у них это получилось, мировая история пошла бы совсем по-другому. Была бы невозможной помощь от союзников зимой 41-42 годов для сражения под Москвой, поскольку основная часть техники поступала по этому маршруту. Надо поклониться памяти тех людей, которые остановили такого сильного противника.
«История подвига» — проект «Республики», объясняющий, за что Петрозаводск получил почетное звание «Город воинской славы». Мы делаем этот исторический проект вместе с мэрией города, Петрозаводским госуниверситетом и Карельским научным центром РАН. Каждый месяц наша проектная команда будет работать с одной из тем, касающейся страниц военной истории Петрозаводска: сначала мы готовим обзорный журналистский материал, а затем проводим круглый стол, в котором принимают участие ученые, общественники, студенты и журналисты. Итог — видеотрансляция этой встречи и текстовая расшифровка беседы на «Республике». Исторический проект «Республики» объединил прессу, ученых и чиновников для того, чтобы получился большой общегородской разговор о том, чем каждый из нас может гордиться — о военном подвиге Петрозаводска. Этот подвиг длился более трехсот лет и прославил наш город на всю страну.
Последние новости