Следующая новость
Предыдущая новость

Садовые дорожки для участка

Садовые дорожки для участка

Садовые дорожки — один из основных визуальных элементов ландшафта. «Пешеходная» их функция — главная, но не единственная. Попутно они служат достижению стилевой целостности участка, способствуют созданию гармоничного ансамбля ландшафта, дома, малых архитектурных форм. Таким образом, дорожки должны максимально сочетаться со стилем сада и строений, отвечать требованиям эргономики и, наконец, быть просто красивыми.

Построен дом, проложены предусмотренные проектом подземные коммуникации. Впереди этапы ландшафтных работ, и один из них — устройство дорожек. Не суть важно, будете ли вы все делать сами или пригласите специалистов. Продумать и представить себе облик участка должны именно хозяева дома, хотя бы для того, чтобы в итоге получить ландшафт, выражающий их индивидуальность и соответствующий стилю их жизни. Как правило, обустройство дорожек — завершающий этап строительства. И зачастую лишь на этой стадии, за счет выбора направления и вида покрытия дорожек, удается добиться гармонии в композиции дома и участка, сгладить возможные огрехи архитектурного проекта. Причем приходится учитывать массу факторов:

  • -особенности ландшафта (рельеф участка и стиль сада);
  • -архитектурные особенности дома и других строений;
  • -внешний вид и расположение малых архитектурных форм;
  • -технические требования, предъявляемые к дорожкам (максимальные нагрузки, условия эксплуатации);
  • -климатические условия местности и состав и особенности грунта;
  • -ограничения производителя, накладываемые на материал (по технологии укладки и эксплуатации);
  • -финансовые возможности.

То есть сложность и важность этого этапа строительства вашего сада нельзя недооценить, они очевидны. Но — дорогу осилит идущий!

С чего начать?

В первую очередь надо определиться с будущими маршрутами дорожек. При этом следует учитывать, что дорожка играет, как минимум, две роли: транспортной коммуникации и средства достижения художественной выразительности ландшафта.

Особенности ландшафта (рельеф участка, стиль сада) и архитектурные особенности дома и строений зачастую в очень значительной степени определяют выбор материала для дорожек. К примеру, среди сосен (особенно на большом участке) уместна дорожка из плитняка или насыпная, из коры деревьев. Облицованный камнем цоколь дома предполагает применение камня и в покрытии примыкающих к нему дорожек. Убегая от здания в сад, из одной зоны в другую, дорожка может преображаться: брусчатку сменяет плитняк, а его, в свою очередь, насыпная лента и т. д. Мягкое перетекание покрытий может осуществляться путем их комбинирования в местах перехода, а также за счет повторения элементов предыдущего покрытия в следующем. Интересных решений можно добиться за счет правильного подбора цветовых сочетаний. Так удается достичь ощущения единства отдельных композиций, их сбалансированности, подчиненности общему замыслу.

По технологии изготовления дорожки делятся на жесткие, мягкие, комбинированные и специальные. Жесткие — это дорожки с монолитным бетонным покрытием либо с покрытием, состоящим из отдельных элементов. Такими элементами могут служить натуральный и искусственный камень, тротуарная плитка, дерево, клинкерный кирпич.

Мягкие — дорожки из любых сыпучих материалов (щебень, гравий, отсев, песок, кора деревьев и т. п.). Комбинированные — значит сочетающие в себе элементы жестких и мягких покрытий.

Специальные — изготовленные из материалов, которые требуют применения сложных технологий. Примером может служить покрытие из декоративного бетона.

Жесткие покрытия

В рамках одного участка обычно сочетают разные покрытия, но жесткие, как правило, занимают большую площадь. Из материалов, применяемых для жестких покрытий, с древнейших времен известен камень. Различные его породы и виды уместны практически в любом саду. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (из этого материала делают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки).

Для дорожек камень применяют как в обработанном, так и в необработанном виде. Необработанным широко используют песчаник, известняк, доломит, кварцит, сланец, гнейс, гранит. Форма применения — плитняк и крошка. Обработанный камень (пиленый и колотый) — это такие породы, как кварцит, габбро, базальт, гранит, диабаз. Часто используется морская, речная и озерная галька. Из цветной гальки, резанной пластами и уложенной на специальную тканую подложку, изготавливаются мозаичные дорожки.

Из гранита, габбро, базальта и диабаза традиционно делается брусчатка трех основных типоразмеров: 5 × 5, 10 × 10 и 10 × 20 см, а также плиты для мощения, которые в зависимости от сорта и месторождения различаются по структуре и оттенку. Палитра гранита варьируется от cветло-серого до темно-красного цвета, габбро — от серого до черного. Базальт — черный, диабаз — зеленовато-серый. Поскольку гранит, диабаз, габбро, базальт — магматические породы, они отличаются исключительной прочностью и износостойкостью.

Осадочные породы (доломит, известняк, песчаник, сланцы) для обустройства садовых дорожек применяются, как правило, в виде плит, рекомендуемая толщина — не менее 4 см. Эти виды камня обладают более пористой структурой, некоторые способны впитывать влагу (известняки, туф). Для них не лишней будет обработка специальными составами, которые, обеспечивая плитам водоотталкивающие свойства, повышают их прочность на истирание, подчеркивают естественную структуру и защищают от ультрафиолетового излучения. Из материалов российского производства специалисты рекомендуют «БИРС-Гидрофоб» и «Гидрофоб ANKER». Периодичность обработки — один раз в три года.

Натуральный камень — почти идеальный материал. «Почти» — потому что дорог, да и ресурсы многих пород ограниченны. Прекрасной альтернативой брусчатке из натурального камня способен стать бетонный мостовой камень для мощения. Выпускается он нескольких типоразмеров, что позволяет комбинировать при укладке различные схемы перевязки. Такой камень может быть строго прямоугольным или же иметь слегка скругленную форму, которая пригодна для сложных извилистых дорожек. Бетонный мостовой камень, как правило, применяется для мощения дорожек, испытывающих транспортные нагрузки.

Для пешеходных дорожек используют тротуарную плитку и декоративные элементы (их еще называют фигурными элементами мощения). От бетонного мостового камня они отличаются широким разнообразием геометрических форм, меньшей толщиной (от 45 до 80 мм) и большей декоративностью. Очень разнообразна цветовая гамма изделий — от серого (самого дешевого) до зеленого и красного (наиболее дорогих).

В большинстве случаев форма декоративных элементов определяет и их название. «Катушка», «ракетка», «волна», «клевер», «шестигранник» и другие — вот фигуры, в виде которых они изготавливаются. Кроме того, предлагаются изделия в форме черепашек, рыбок, листьев, причем напоминающие их даже окраской. Такая плитка пока еще не позволяет создавать большие мощеные поверхности, но как составляющая оформления детских площадок вполне уместна. В Москве одним из разработчиков и производителей этой серии (она называется «Мир Эшера») является компания «МАГНОЛИТ».

Благодаря добавлению различных отвердителей, прочность элементов для мощения в 1,2–1,5 раза выше прочности обычного бетона, морозостойкость достигает 300 циклов, они не выцветают (окрашены на всю глубину), обладают повышенной сопротивляемостью истиранию и воздействию агрессивных сред и продуктов. На заказ вам изготовят плитку нужной цветовой гаммы. Например, в подмосковном Дедовске, где производится качественный материал, за индивидуальный подбор цвета придется доплатить порядка $ 50.

Кроме производителей, применяющих отечественные технологии, на рынке, конечно же, представлены изделия фирм, использующих импортные технологии и оборудование. Например, создатели искусственного камня для облицовки предлагают тротуарную плитку и бордюр с идеальной передачей текстуры и цвета имитируемого материала. Конечно, прототип выбирается такой, по которому удобно ходить. Чаще всего имитируются поверхности, мощенные галькой, брусчаткой, булыжником, кирпичом, спилами дерева. Например, плитка в виде спила дерева выпускается диаметром от 22 до 47 см (всего 5 типоразмеров) и толщиной 4 см. Подобные изделия торговой марки «Эколит» гарантируют поглощение влаги не более 3,1% и морозостойкость до 200 циклов.

Существует два основных метода производства бетонного мостового камня, тротуарной плитки (включая изделия из искусственного камня) и декоративных элементов мощения — вибролитье и вибропрессование. Покупая плитку, обязательно обращайте на это внимание, поскольку различия в технологии изготовления определяют и различия в потребительских свойствах изделий.

Вибропрессованные изделия обладают большей декоративностью, чем вибролитые, но менее износостойки. Технологический цикл производства рассчитан на 48 часов и включает вибрацию, прессование и выдержку в паровой термокамере.

Вибролитые изделия применяются там, где предполагаются большие нагрузки и высокая интенсивность эксплуатации. Зимой с их поверхности можно счищать лед лопатой. Прочность достигается за счет применения вместо песка или щебня гранитной крошки и специальных пластификаторов, а также благодаря более сложной и долгой технологии производства (плитка окончательно дозревает до требуемой прочности почти месяц). Монолитное бетонное покрытие дорожки — это, конечно, не обязательно голый серый бетон. Вдавленные в него небольшие плоские камни, крупная галька, плитняк значительно разнообразят поверхность. А при известном старании и некоторой фантазии удается сотворить прямо-таки художественный шедевр. Тем более что при желании сам бетон можно тонировать, добавляя в него краситель.

В некоторых случаях дорожку выкладывают из напольной керамической плитки. Но существенными недостатками керамики являются хрупкость и слабая сопротивляемость температурным колебаниям. Такая плитка имеет несколько другие коэффициенты температурного расширения, чем бетон, и это может вызвать отставание ее от поверхности.

На сегодняшний день одним из самых дорогих является покрытие из клинкерного кирпича. Раньше этот пережженный до температуры спекания кирпич считался браком при производстве обычного и был легко доступен. Сегодня он выпускается специально для мощения дорожек (основной поставщик — Германия). Причем выпускается в широкой цветовой гамме и самых разных форм (в виде плиток, традиционного или щелевого кирпича). Этот материал имеет множество достоинств: он практически не впитывает влагу, отличается очень высокой прочностью на истирание, обладает своеобразным цветом.

Во многих случаях для покрытия дорожек имеет смысл использовать древесину. Применение дерева для дорожек имеет многовековую историю. А в Сибири еще не так давно целые дороги мостили шашками из торцов бревен лиственницы. Кстати, именно лиственницу как материал для покрытия дорожек используют и сегодня. Эта порода отличается большой прочностью, влагостойкостью, уникальным рисунком древесины, красивым медовым оттенком и чудесным смолистым ароматом. В наши дни из нее делают «садовый паркет» — квадратные и треугольные секции (базовый элемент имеет размер 50 × 50 см), набранные из широких реек. Для деревянных тротуаров предлагаются струганые доски с профилем «вельвет», который исключает скольжение в дождливую погоду (производитель — компания «ВИШЕРА»). Укладывать «садовый паркет» следует на небольшую, до 15 см, щебневую подушку (для лучшего удаления воды). При организации временных настилов (например, только на летний период) допускается укладка непосредственно на траву. Стоимость одной секции «паркета» из лиственницы — 159 руб.

Мягкие покрытия

Следующая группа материалов — те, из которых делают насыпные дорожки. Размер фракции таких веществ — до 1,5–2 см. Чем меньше размер фракции, тем дорожка удобнее для ходьбы. Насыпные дорожки в окантовке хорошо подобранной растительности идеально вписываются в ландшафт. Сочетание разноцветной каменной крошки, отсева, гальки, коры деревьев позволяет создавать мозаичные дорожные панно с заданным рисунком. Такое покрытие — самое простое в изготовлении и, пожалуй, одно из самых недорогих. Насыпка производится на спланированное основание тонкими слоями с трамбовкой каждого слоя катком или виброплитой. Чтобы исключить прорастание сорняков, на основание можно уложить геотекстиль или пленку для мульчирования. Очень экологичны и удобны для неспешных прогулок дорожки из коры деревьев. По мере оседания слоя коры производится его подсыпка. Из материалов, применяемых с недавних пор, отметим скорлупу кедрового ореха. Она обладает бактерицидными свойствами, выделяемые ею фитонциды очищают и обеззараживают воздух. Через 1–2 года отработанную скорлупу можно использовать для улучшения состава почвы участка. Недостатком материала является легкость — он выдувается ветром.

Жесткие, мягкие и комбинированные — это традиционные виды покрытий, имеющие давнюю историю.

Специальные покрытия

Специальные покрытия, такие как декоративный бетон, появились чуть более 40 лет назад. Главная особенность этого материала в том, что он целиком производится на строительной площадке, на месте укладки. По сути, это монолитное бетонное покрытие со специальными добавками, включающими полипропиленовые волокна, дополнительно «армирующие» бетон. Толщина бетона определяется назначением покрытия. Для пешеходных зон она составляет не менее 50 мм, для проезжих — 100 мм и более.

Второй отличительной особенностью такого покрытия является сама его поверхность. В результате применения специальных красителей, пропитывающих составов (герметиков) и т. д. получается поверхность, с виду идентичная натуральной (брусчатка, кирпич, плитняк, деревянный настил и различные их комбинации). До 80% прочности достигается в течение 10–14 дней. Декоративный бетон отличается водопоглощением не более 0,5%, морозостойкостью 250 циклов и низкой истираемостью, не подвержен тепловым и усадочным трещинам. Поверхность не скользит после дождя, устойчива к воздействию агрессивных кислотно-щелочных сред, технических масел и растворителей. Такие параметры достигаются за счет включения в состав красителя гранитной крошки и кварцевого песка. Сам краситель имеет минеральное происхождение и химический состав, позволяющий ему «встраиваться» в структуру бетона. И наконец, финишные герметики, полимеризуясь, защищают покрытие от высолов.

Производители предлагают более 50 вариантов покрытия из декоративного бетона: «лондонская мостовая», «юкатанский камень», «европейская мостовая», «датская брусчатка», «мексиканский» и «австралийский тесаный камень», «виндзорская брусчатка», «эдинбургская брусчатка» и многое другое. Такая дорожка красива, долговечна и может укладываться на старое бетонное основание.

К разряду специальных покрытий мы отнесли дорожки и площадки, изготовленные с применением сотовидных панелей (их еще называют газонными решетками). Эти решетки изготавливаются из полиэтилена высокого давления и отходов пластмассы большой плотности, имеют сотовую структуру. Установленная на подготовленное основание решетка засыпается плодородной землей и засевается травой. В итоге получается газон, обладающий высокой механической прочностью (выдерживает нагрузку до 200 т/м2) и способный служить стоянкой для автомобиля, подъездной или пешеходной дорожкой.

На московском рынке в большей степени представлены решетки польского производства (RECYFIX), поскольку они легче монтируются, их секции снабжены надежным соединением на защелках. Газонные решетки — конструкции модульные (масса одного модуля — 1,47 кг). Имеют следующие габаритные размеры: длина — 603 мм; ширина — 384 мм; высота — 51 мм. Изгибы легко выполнить с помощью режущих инструментов. Такие конструкции можно устанавливать на основание, обеспечивающее дренаж. Степень утрамбовки и толщина основания определяются характером нагрузки на поверхность. Например, песчано-гравийная подушка на въезде в гараж должна иметь толщину 20–25 см, на месте паркинга — 30 см. Поверх песчано-гравийной подушки обязателен выравнивающий слой из песка толщиной 2–3 см. Можно засыпать ячейки решетки не только землей, но и мелким гравием и получить гравийную площадку, подъездную дорожку или стоянку.

Технологические подробности

Заранее увидеть свой участок с дорожками того или иного исполнения позволяет компьютерная графика. Для этого нужны лишь фотографии местности. C помощью соответствующих программ на их основе моделируются различные варианты дорожного покрытия. Такую услугу сегодня предлагают практически все ландшафтные фирмы. Стоимость услуги с выездом специалиста на место — от $ 100.

Технология укладки дорожек достаточно широко освещалась и на страницах нашего журнала, и в специальной литературе. Напомним вам основные моменты этого процесса.

Специалисты утверждают, что качество покрытия на 90% зависит от качества основания. Дорожка, испытывающая значительные нагрузки (например, от движения автотранспорта), на суглинистых и глинистых почвах требует устройства основания глубиной не менее 50 см, с 30-сантиметровым слоем песка. На хорошо несущих грунтах глубина основания может быть 30–35 см, а слой песка — 15 см. Для пешеходных дорожек (на тяжелых грунтах) достаточно песчано-гравийного основания глубиной 30 см, при этом отсыпку песка рекомендуется делать в 15 см. Трамбование гравия, щебня и песка необходимо проводить для каждого слоя (по 5–7 см), с обязательной проливкой водой.

Дно траншеи требуется утрамбовывать так же, как слои песчано-гравийной подушки. На утрамбованное дно укладывается геотекстиль, а затем слои гравия (или щебня) и песка. Слои песка и гравия также необходимо разделять геотекстилем. Применение геотекстиля значительно повышает качество основания и срок его службы. Геотекстиль был разработан как элемент дорожного покрытия для районов с вечной мерзлотой. Его главное достоинство в том, что, разделяя слои грунта и подушки, он препятствует вымыванию песка и проседанию гравия и щебня в грунт. Кроме того, этот материал прекрасно дренирует воду. Благодаря своей прочности, геотекстиль исключает прорастание сорняков. Продается в рулонах. Может иметь различные размеры и толщину, соответствующие разным нагрузкам.

При мощении дорожек используется песок с зернистостью 0–7 мм, который служит основанием для камня или плитки. Слой песчаного основания должен иметь толщину 5–7 см и тщательно выравниваться. Мощение начинают с двух крайних рядов. Бортовые камни кладутся на цементный раствор или специальный бордюр с уступом для камня. Зазоры между камнями должны составлять, как минимум, 2–3 мм. Заполняются чистым песком зернистостью до 5 мм или сухой смесью, трамбуются, вновь заполняются песком или смесью и проливаются водой.

Если же для мощения используется клинкерный кирпич, его лучше укладывать по слою гальки или щебня на раствор толщиной 2–2,5 см. Щели между кирпичами заполняются песчано-цементной смесью в пропорции 1:4. Щелевой клинкерный кирпич, пригодный для создания газонных дорожек и площадок, укладывается на основание из песчано-гравийной подушки, обеспечивающей дренаж. В щели засыпается плодородная почва, которая затем засевается травой.

Для мощения дорожки спилами из торцов бревен и чурбаков канава, имеющая глубину 25–30 см, заполняется крупнозернистым песком слоями по 5 см, которые проливаются водой и тщательно трамбуются. Спилы (высотой 8–10 см) укладываются на песчаное основание и плотно подгоняются друг к другу. В зазоры между крупными шашками «втискивают» более мелкие. Оставшиеся зазоры заполняются песком. При мощении такой дорожки обязательно делается бордюр, а шашки из бревен, даже если они из дуба или лиственницы, необходимо защитить от гниения пропиткой.

Тротуарную плитку производители рекомендуют укладывать на сухую смесь (речной песок и цемент в соотношении 1:6–1:3) по песчано-гравийной подушке: первый слой — речной песок (2–5 см); второй слой — мелкий гравий (2 см); третий слой — речной песок (2–5 см). После укладки швы увлажняются водой.

Дорожка должна иметь внешние границы — бордюры. В качестве бордюра применяются кирпич, валуны, поставленная на ребро плитка, брус, деревянные чурбаки, рулонные или ленточные декоративные бордюры из пластмассы или стали. Ленточные бордюры, в зависимости от вида и назначения, могут быть скрытыми (стальные ленточные бордюры часто применяют при мощении брусчаткой), окантовочными (чаще всего пластиковые, имитирующие дощечки). Для узких насыпных тропинок с успехом применяются деревянные чурбачки, кирпич, пластиковый бордюр, имитирующий натуральный камень, и т. д. Качественный пластиковый бордюр не выцветает на солнце, долговечен и очень прост в монтаже. Материал бордюра может совпадать или не совпадать с материалом покрытия самой дорожки, лишь бы он был функционален и эстетически привлекателен.

Дорожкам любого типа необходим уклон для стока воды (основание должно иметь выпуклый профиль, обеспечивающий уклон в 2–3 см на 1 м от оси дорожки) или специально оборудованный дренаж. Дорожки с уклоном более 5 см на 1 м (особенно насыпные) требуют устройства ступеньки. Для ступеней применимо правило: две высоты ступеней плюс глубина (ширина) должны быть не менее длины шага (60–67 см). Для пошаговой дорожки имеется свое правило: расстояние между центрами камней или плиток определяется средней длиной шага и должно составлять 60–67 см, а плиты нужны с габаритами минимум 40 × 40 см.

И в заключение — традиционный совет: граждане, доверяйте выполнение работ только профессионалам! Ведь неудачный выбор материала или брак в работе приведут к потере денег, времени и хорошего настроения.

Последние новости