Следующая новость
Предыдущая новость

Стиль окон в архитектуре

29.12.2016 15:09
Стиль окон в архитектуре

Разрабатывая проекты зданий и сооружений, архитекторы всегда уделяли особое внимание дизайну окон.

Количество окон, их размещение и форма всегда имели большое значение относительно общей задумки построения. Правильно распланированные окна с соответствующим общему интерьеру стилем всегда придавали зданию изысканный, эксклюзивный, вид. К тому же сами окна всегда оставались и остаются отражением модных веяний, присущих разным периодам времени. Ну и конечно, помимо эстетических качеств, окна старались делать такими, чтобы они создавали уют и комфорт в доме, другое дело, что достижение нужного эффекта требовало изобретения новых технологий.

Известно, что определенному стилю соответствовал определенный отрезок времени. А все новое придумывалось на основе старого, используя опыт прошлых лет наряду с новыми открытиями и идеями. Архитектурное, строительное искусство тесно взаимосвязано с конструктивными, эксплуатационными характеристиками возводимых сооружений. Мода, стиль всегда были неотъемлемой частью течения истории, и в этом кроется стремление сохранить форму, изменив и усовершенствовав содержание.

Стиль «барокко» появился во Франции в 17 веке, и был в моде до начала 19 века. Ему были присущи пышность форм, изобилие декоративных украшений, вычурность, округлость линий (круглые, арочные, овальные формы). Великолепие внутреннего убранства требовало обилия света, поэтому окна старались делать больших размеров, с возможностью широкого открытия. Для этого в ход вошли распашные конструкции со штульпом. Окна были поделены вертикальными и горизонтальными планками, поскольку стекла большей площадью еще не производились. Окно в стиле барокко было внушительного размера, с частым переплетом из дерева или свинца. Остекление было в один слой, зимой устанавливали дополнительные рамы.

Классический стиль (начало 19 века — конец 19 века) был представлен изысканными, сдержанными формами. Окна в эпоху классицизма имели крестообразную форму с большим нижним и маленьким верхним переплетом. Перекладина по горизонтальной линии была похожа на импост, а по вертикали напоминала штульп. Окна изготавливались с горбыльками на нижних створках, иногда без них. Отличительной чертой классического окна были выгнутые перемычки со стрелой подъема в 1/7 от общей ширины. Классическое окно с раздельными планками (переплетами) просуществовало порядка 100 лет.

«Эклектика» господствовала на протяжении 30 лет, до начала 20 века. Окна в эклектическом стиле остаются по-прежнему удлиненной формы, но верхняя часть окна (фрамуга) представляет стекло, не деленное переплетом. Переплет окна выглядит как буква «Т», штульп расположен по вертикали внизу. В некоторых городах, к примеру Санкт-Петербурге, можно часто увидеть такие окна. Это объясняется тем, что в городе в то время проводились массовые строительные работы. Одной из разновидностей окна в стиле «эклектика» представлены окна с форточками, расположенными под средником. Иногда встречались окна, которым придавали форму, бывшую в моде ранее.

Стиль «модерн» сменил «эклектику» на рубеже 20 века. Его характерными чертами были фрамуги окон и дверей, часто поделенные горбыльками, а нижняя часть окна остеклялась большой площадью стекла без планок (перемычек). Очень популярны были окна с тремя створками — открывалась средняя, а боковые принято было оставлять неподвижными. Стиль «модерн» отличается от предыдущих тем, что именно в тот период окна стали предметом выражения архитектурных замыслов, и многообразие различных по форме окон на фасаде одного здания воплощали идеи свободомыслия, раскрепощенности, витавшие в обществе.

Кроме стилей, которые отражали определенную эпоху, существовали стили регионального характера. То есть частенько определенная местность придавала свой местный оттенок существующей общей направленности, допустим, в городах Финского залива был широко распространен «северный модерн». Отличие от традиционного модерна состояло в том, верхняя часть окон выполнялась в виде трапеции, густо поделенной горбыльками.

Около 1910 года модерн сменился «модернизмом», смысл которого заключался в том, что отныне функциональность здания или сооружения была на первом месте. Этому периоду характерно появление окон с несимметричными формами (разными по величине створками), впоследствии ленточное остекление больших по размеру поверхностей. Функционализм сохранился и до наших времен как одно из направлений в архитектуре. Правда, за последние два десятка лет стремление к эстетической привлекательности стало преобладать, и уже в «постмодернизме» явно заметно отрицание функционализма, все более проявляющееся в последующих стилях.

Последние новости